Новости

Любовь и математика

Любовь и математика

Как воспитать нежное чувство к точным наукам

Когда-то американский президент Кеннеди сказал: «Мы проиграли русским космос за школьной партой!». Тем самым политик снял шляпу перед системой советского общего образования, которая была одной из самых передовых в мире и позволяла с ученической скамьи готовить кадры для будущей науки. Именно поэтому первым в космосе оказался именно советский человек, а не американский астронавт, как мечтал Кеннеди.

Увлечённость наукой граждан советского государства трудно переоценить. В 60-70-х годах прошлого века в стране была настоящая мода на математические знания. Увы, но сегодня традиции отечественного физико-математического образования в Росси почти утрачены. В наших школах и домах творчества почти исчезли кружки, где ребята могли бы заниматься точными науками. И дело не только в том, что у школьников и их родителей нет потребности в данном направлении. Да, одно время мамы и папы старались отдавать своих чад в танцы, театральный, хотели научить их пению, дизайну, юриспруденции и так далее. Дошло до того, что российский рынок оказался переполнен специалистами гуманитарного профиля - такого количества юристов, экономистов и прочих стране просто не нужно. А вот толкового молодого инженера сегодня и с огнём не сыщешь.

Самое печальное, что при этом в целом знания российских школьников снижаются. В 2011 году пять процентов выпускников завалили ЕГЭ по математике, не набрав даже минимального балла. Средний балл же по этому предмету по итогам единого государственного экзамена в прошлом году оказался очень низким - всего 47. Среди причин называется и низкий уровень преподавания точных наук в школе, и то, что сегодня почти не ведётся кружковая работа с учениками, которые занимаются естественно-научными дисциплинами.

- Так, сегодня поострена система, что на дополнительное образование в школе выделяется всего одна-полторы ставки, - рассказывает Татьяна Казанова, директор школы № 10. - Естественно, при выборе направления кружка или секции мы ориентируется на пожелания родителей и учеников. И, как правило, популярностью пользуются допобразование гуманитарного профиля: дети занимаются пением, флородизайном и так далее. Но так как у нас школа не совсем обычная, а с математическим уклоном, поэтому обойти вниманием дополнительные занятия по точным и естественным наукам мы не можем. Как мы выходим из ситуации, учитывая, что у нас нет финансовой возможности взять педагогов, которые бы штатно занимались научно-техническим творчеством с одарёнными ребятами? У нас существует такая форма работы, как консультации. Такими предметами, как физика, математика, со школьниками занимаются ведущие учёные - преподаватели красноярских вузов. Ещё у нас есть лаборатории «Теория решения изобретательских задач», где могут заниматься дети начиная с начальной школы. Ребята вместе с педагогами что-то придумывают, изобретают, защищают свои открытия, представляют на различных конкурсах… В будущем мы надеемся, что этот проект разовьётся в структуру, похожую на школу «Сколково». Все дополнительные занятия у нас бесплатные.

Подобную заботу о естественно-научном образовании детей сегодня, увы, увидишь нечасто. Но есть надежда, что в ближайшее время ситуация с допобразованием в области математики, физики и химии изменится в масштабах всех страны. 7 мая Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», в котором одной из главных задач на ближайшие годы является усиление преподавания математики в школах и вузах. Среди поручений правительству, подписанных главой государства, утверждение в июле 2012 года федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования, осуществление к июню 2013 года перехода к нормативно-подушевому финансированию образовательных программ высшего профобразования, а также повышение нормативов финансирования ведущих университетов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественно-научным направлениям. Также, согласно документу, уже к июню 2012 года должен быть готов перечень мер, которые помогут выявлять и поддерживать талантливых школьников. К декабрю 2013 года должна быть разработана Концепция развития математического образования. Особое внимание теперь будет уделяться и развитию дополнительного образования: в указе говорится об изменении схемы его финансирования и важности естественно-научных предметов. Ожидается, что в кружках и секциях по интересам к 2020 году будет заниматься до 75 процентов детей от пяти до восемнадцати лет, в том числе в кружках естественно-научного направления.

  • Если это произойдёт, будет замечательно, - уверена Татьяна Казанова. - Единственно, могут возникнуть проблемы с кадрами, которые занимались бы с талантливыми ребятами во внеурочное время. У учителей ведь совершенно иные цели, задачи и обязанности. Необходимо, чтобы математические и физические кружки возглавляли творческие люди, учёные, с головой погружённые в науку и влюблённые в свою профессию. Только они смогут увлечь ребят и передать свою любовь к физике, математике, химии подрастающему поколению. А найти таких специалистов сегодня очень сложно, воспитывать потенциальных учёных нужно с ученической скамьи.

Конечно, утверждать, что со школьниками совсем не ведётся дополнительная работа начуно-технического направления, было бы неверно. И интерес к точным наукам у юных сибиряков есть. В городе работают станция юных техников, кружки робототехника, авиа-, мото-, ракето- и судомоделирования. Основой основ занятий в подобных секциях являются точные науки. И ещё Красноярску очень повезло: в системе дополнительного образования у нас есть аэрокосмическая школа для детей, которая работает на базе Сибирского аэрокосмического университета. Сегодня здесь занимаются около четырёхсот школьников. Большинство выпускников поступают в технические вузы и продолжают заниматься научными разработками.

  • Наша программа дополнительного образования ориентирована на поиск и развитие индивидуальных способностей детей в области технических наук и экономического анализа, - говорит директор аэрокосмической школы Ирина Годовых. - Мы предоставляем ребятам возможность научного поиска, поощряем исследовательскую и экспериментальную деятельность, стараемся развить творческую одарённость в области технических наук.

Свои работы ребята представляют на региональном, российском и даже международных уровнях. Ученики школы являются обязательными участниками такого крупного научного события, как Решетнёвские чтения. Разработки учащихся и преподавателей аэрокосмической школы отмечены свидетельствами и патентами РФ.

- Аэрокосмическая школа работает с учащимися в рамках полного инженерного цикла, - говорит директор центра довузовской подготовки и профориентации Александр Меркулов. - Школьник, изучая профильные предметы (ракетостроение, теория и решение изобретательских задач, начертательная геометрия и другие), проходит путь от идеи какого-то проекта до полного технического воплощения, апробации и реализации. К одиннадцатому классу каждый имеет две-три научных работы.

Вопросами подготовки и воспитания будущей научной элиты занимается и Сибирский федеральный университет. На его базе работают несколько школ дополнительного образования для школьников пятых - одиннадцатых классов. Обучаться в школах может любой желающий, занятия помогают подготовиться к поступлению в вуз и определиться с выбором будущей профессии.

А в начале этого учебного года открылись физико-математические классы Сибирского федерального университета для одарённых детей. Это два десятых специализированных класса на базе гимназии № 13 и лицея № 7. Для того чтобы учится в них, ученикам пришлось выдержать ряд серьёзных экзаменов и пройти жёсткий конкурсный отбор. Вот только школ такого порядка в России меньше десятка.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА