Персона

Скрипач Вадим Репин: «Сибирь — суровая, но очень нежная»

На концерты Транссибирского арт-фестиваля скрипач Вадим Репин в родном Новосибирске приходит под руку с мамой. Кажется, что Галина Георгиевна, мама музыканта с мировым именем, волнуется больше всех в зале — как сыграют артисты на сцене, будет ли отзывчив зритель в зале, понравится ли выступление…

Скрипач Вадим Репин: «Сибирь — суровая, но очень нежная»

На концерты Транссибирского арт-фестиваля скрипач Вадим Репин в родном Новосибирске приходит под руку с мамой. Кажется, что Галина Георгиевна, мама музыканта с мировым именем, волнуется больше всех в зале — как сыграют артисты на сцене, будет ли отзывчив зритель в зале, понравится ли выступление… Всякий раз Транссибирский арт-фестиваль, уникальное культурное событие, которое придумал и воплотил в жизнь её сын, она ждёт с волнением и радостью: её мальчик, который постоянно колесит по всему миру, приедет погостить домой.

Открытый и лёгкий на подъём Вадим Репин очень ценит поддержку не только родного человека, но и своих земляков. Всякий раз он старается порадовать сибиряков чем-то новым, важным и эксклюзивным. Об этом скрипач рассказал на творческой встрече, которая состоялась в рамках нового направления фестиваля — Академии арт-журналистики — в Новосибирске.

Сломать стереотипы

— Фестиваль проходит пятый раз — это важный рубеж. Каждый год он имеет свои особенности, акценты, но всякий раз это новые люди, впечатления, встречи. Фестиваль — сложная работа, плод усилий многих людей. Работа над Транссибом занимает львиную долю моего времени. Наша цель — показать в Сибири то, что без нас не могло бы быть здесь представлено. Мы понимаем, что сегодня непростые времена для людей, поэтому стараемся делать всё возможное, чтобы билеты по цене на выступление звёзд в рамках фестиваля были доступны. Не исключено, что география фестиваля будет расширяться, уже сейчас события проходят не только в моём родном городе, но и в Красноярске, Самаре, Санкт-Петербурге, Москве, есть зарубежные проекты. Но центр всегда будет в Новосибирске.

Что касается формирования концепции программы. Когда фестиваль разрастается, то брать какое-то одно направление за лейтмотив не совсем правильно. В качестве примера я люблю приводить историю с замечательным пианистом Рудольфом Бухбиндером, у которого совершенно феноменальный фестиваль в Австрии. Когда он приглашал меня в нём поучаствовать, спросил, что бы я хотел сыграть. И я выбрал программу по своему желанию. Такое право есть и у других артистов. Мне очень нравится такой подход: когда музыканты выбирают произведения по любви, и которые являются их коньком, а не то, что назначено организатором фестиваля: в этом году мы играем только Бетховена, в следующем — Моцарта и так далее. В этом ничего плохого нет, но когда артист выходит на сцену с произведением, которое для него на сегодняшний день актуально и желанно, возникает особая атмосфера, ценность и градус происходящего значительно повышаются.

Один из проектов фестиваля “Сделано в Сибири” — это события, в которых принимают участие люди, коллективы и произведения, которые так или иначе связны с Сибирью. Такой вот фейс-контроль. Со временем хочу делать этот проект на экспорт, приживётся ли идея, и хватит ли нам контента для этого, покажет время. За границей часто спрашивают: “А люди рождаются в Сибири или их туда только высылают?” И про стереотип медведей с балалайкой — тоже правда. Мне же хочется показать, какая она — Сибирь. Да, с одной стороны — она суровая. Но с другой — очень нежная.

Долгая дорога к любви

— Одно из открытий последнего времени — музыка Глазунова. Отчего-то я раньше не чувствовал его музыку. Так получается, что в детстве мы учим большое количество репертуара, исполнение каких-то произведений приносит нам большое удовлетворение, других — не очень... Но один мой друг дирижёр уговорил меня сыграть в Мадриде Концерт Глазунова. Если честно, идеей я не загорелся, просто про себя решил, пусть это будет мой подарок, и выучил позабытое сочинение заново. В результате дело пошло так, что на сегодняшний день это произведение Глазунова — одно из самых любимых.

И это далеко не единственная история. С Гергиевым мы должны были исполнять Прокофьева в Амстердаме. За три дня до первой репетиции я посмотрел в план и увидел, что должен играть Концерт № 2, который совсем не знал. Это был стресс. Три ночи и три дня я буквально провёл со скрипкой в руках. На сцену вышел с нотами, боялся, что не справлюсь, забуду. После этого в течение почти девяти лет у меня был психологический барьер — на репетиции играл без нот, а на концерте без них не мог сделать первый шаг, очень боялся ошибиться. Только когда ноты были передо мной, начинал играть. И вдруг мне приходит предложение от одного из лучших коллективов мира — Нью-йоркского камерного оркестра Orpheus сыграть Второй концерт Прокофьева в Карнеги Холл. Играет оркестр принципиально без дирижёра, то есть вся ответственность лежит на музыкантах, и, конечно, на солисте. Я решил взять партитуру, подготовиться к репетициям. В результате теперь могу написать партитуру концерта по памяти. В этом турне на меня сошло какое-то откровение: я по-новому открыл для себя это произведение Прокофьева, загорелся им. Горю до сих пор и не устаю его исполнять.

Один на миллион

— Таких педагогов, как мой учитель Захар Брон, всегда немного, их можно пересчитать по пальцам, они как искорки. Но время, когда я учился, наверное, можно назвать временем расцвета музыкальной педагогики в Новосибирске. Сильные учителя тянули друг друга вверх, и мы, их дети, тоже смотрели друг на друга и старались не отставать, очень быстро росли в благоприятной конкурентной среде. Когда заходит разговор про русскую скрипичную школу, всегда говорю, что таковой не существует. Да, есть школа Брона. Были школы Янкелевича, Ойстраха, Столярского… Это школы конкретных педагогов, которые смогли свои знания передать другим музыкантам, помочь стать им личностями в искусстве. И дело здесь совсем не в национальности или принадлежности к той или иной стране, ведь на деле у всех всё одинаково: инструмент — в левой руке, смычок — в правой.

В тему

Красноярск — вторая опорная точка Транссибирского арт-фестиваля, который объединяет в себе разные формы и направления искусства: музыку, танец, живопись, кино и так далее. Фестиваль впервые состоялся в 2014 году в Новосибирске, а уже в 2015-м фестивальные концерты прошли в Красноярске. В этом году арт-фестиавль в нашем городе начался в середине марта и завершился 6 апреля. Красноярская программа состояла из восьми мероприятий, включающих презентацию нового фильма Бруно Монсенжона о Ростроповиче, выставку Марии Кононовой, выступление оркестра Sejong Soloists, концерты участников Trans-Siberian TONALi tour, выступление пианиста Льва Винокура, скрипачей Клары-Джуми Кан и Вадима Репина. Важным участником фестиваля стал Красноярский симфонический оркестр под управлением Владимира Ланде.

Нюанс

В Красноярске был представлен проект “Сделано в Сибири”. Уроженец Новосибирска, концертмейстер оркестра Баварского радио Антон Бараховский исполнил Пятый концерт Моцарта для скрипки с оркестром, его же Концертная симфония для скрипки и альта прозвучала в исполнении Антона Бараховского и иркутянина Андрея Гридчука, новосибирец Вадим Репин исполнил Рондо-каприччиозо Сен-Санса. Программу сибириады завершила мировая премьера сочинения композитора-резидента Красноярского симфонического оркестра Михаила Крутика “Концерт для повара с оркестром”.

Досье

Вадим Репин родился в 1971 году в Новосибирске. В возрасте пяти лет взял в руки скрипку и через полгода выступил на сцене. Его наставником был знаменитый педагог Захар Брон. В 11 лет — Золотая медаль на Международном конкурсе имени Венявского, дебюты в Москве и Ленинграде, в 14 лет — гастроли в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки, в 15 —дебют в Нью-Йоркском Carnegie Hall. В 1989 году стал самым молодым за всю историю победителем Международного конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. Вадим Репин выступает с сольными и камерными концертами в самых престижных залах планеты, с самыми лучшими музыкантами и оркестрами. Вадим Репин является кавалером ордена Почётного легиона и лауреатом французской национальной премии Les Victoires de la musique classique. Играет на скрипке Rode Антонио Страдивари (1733).

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА