Новости

Имеет ли охранник в супермаркете право на обыск?

Имеет ли охранник в супермаркете право на обыск?

Руки прочь от покупателя

«Здравствуй, дорогая редакция. 9 сентября я зашла в супермаркет, чтобы купить себе продукты. Когда рассчитывалась за товар с кассиром, ко мне подошёл охранник и говорит: «Вы уверены, что рассчитались за все продукты? Я вас задерживаю, зайдите в служебное помещение». Я ему ответила, что никуда не пойду. Он сказал: «Тогда мы вызовем милицию». «Вызывайте, - говорю. - Только дайте мне стул, я стоять не могу». Мне дали стул, я стала ждать милицию. Но потом подошёл другой охранник и говорит: «Давайте разберёмся своими силами. Покажите, что у вас в карманах». Я встала, вывернула карманы. Он меня с головы до ног облапал руками. Я попросила вызвать директора магазина и администратора, чтобы спросить, за что меня задержали. Директор говорит: «Мы имеем право обыскивать, если есть подозрение». Я написала в книгу жалоб магазина. Но мне нанесли такой моральный ущерб, что я не могу спать. Я инвалид, ветеран труда, мне такого оскорбления ещё никогда не наносили. Анна Константиновна».

Как показывает практика, многие красноярцы, каждый день заходящие в магазины, до сих пор не знают своих прав. Хоть и стали потребители более щепетильны по отношению к сервису супермаркетов, но покорно раскрывают свои сумки перед охранником и ретируются перед напором продавцов.

Ситуации, в какую попала наша читательница Анна Константиновна, к сожалению, ещё встречаются в наших магазинах. Как говорит председатель Красноярского общества защиты прав потребителей Михаил Шевцов, к нему обращаются красноярцы с подобными жалобами. Ответ на них один - охранник, собственноручно обыскивающий подозреваемого покупателя, превышает свои полномочия и даже совершает уголовное преступление.

  • Охранник может лишь остановить покупателя, назвав причину этого, а затем вызвать полицию, - рассказывает Михаил Шевцов.

Как говорят юристы, директор магазина, в котором задержали Анну Константиновну, говоря о своих правах, ошибался. В соответствии со ст. 93 Уголовно-процессуального кодекса РФ ни охранник, ни контролёр, ни администратор торгового предприятия не имеют права на личный обыск, так как это - процессуальное действие. Производить его уполномочен только следователь. Охранник же может провести досмотр. Эта форма проверки отличается тем, что при досмотре человек сам показывает содержимое своих карманов, сумки и пакета. Одна оговорка - если захочет. Когда покупатель отказывается вывернуть карманы или раскрыть сумку - охранник не вправе настаивать и применять силу.

  • Даже если покупателя на воровстве засекли камеры наблюдения или поймали с поличным, охранник всё равно не должен проводить обыск, - говорит Михаил Шевцов. - Это могут сделать вызванные сотрудники полиции, причём по всем правилам.

Правила, по которым должен проводиться обыск подозреваемого в краже, указаны в статье 184 УПК РФ: «Личный обыск лица производится только лицом одного с ним пола и в присутствии понятых и специалистов того же пола, если они участвуют в данном следственном действии».

Если же охрана не вызвала полицию, а задержала покупателя, то это квалифицируется как незаконное лишение свободы, и является уголовным преступлением.

Следует отметить, что охрана в магазине всё же обладает определёнными правами. Несмотря на то, что главная её обязанность следить за порядком в супермаркете, а не преступников ловить, секьюрити имеет право задержать покупателя, даже если лично не видел, как тот что-то воровал, а руководствуется только подозрением. Вызвать полицию в нештатной ситуации - тоже право охранника. Но при этом ни один закон не обязывает покупателя дожидаться приезда правоохранительных органов. Юристы говорят: если вы уверены в несправедливости обвинения, то вправе оставить негодующего охранника наедине с самим собой и покинуть магазин. Максимум, что в состоянии сделать секьюрити в данной ситуации, не преступая закона, это выйти вслед за вами, настойчиво предлагая дождаться полиции и периодически информируя службу 02 о ваших перемещениях.

И всё же эксперты считают, что лучше дождаться приезда представителей органов законопорядка. Если подозрения магазинной охраны не подтвердились, у вас будет право пожаловаться на незаконные действия охранников.

  • Можно написать заявление на действия секьюрити в ту же полицию или обратиться в суд за компенсацией морального вреда, - рассказывает ведущий специалист Роспотребнадзора по Красноярскому краю Людмила Гольченко. - Полиция, обыскивая подозреваемого покупателя, обязательно должна составить протокол. Он и станет главным подтверждающим жалобы гражданина документом.

Если же наряд полиции решил не документировать свои действия, можно пожаловаться и на неё - начальнику отделения или в прокуратуру.

И ещё один совет. Если охранник начинает предъявлять вам необоснованные претензии, сразу же спросите у него фамилию (у многих в супермаркетах есть бейджики с указанием имени и фамилии), это пригодится потом при составлении заявления в полицию или в суд. Впрочем, как говорит Людмила Гольченко, даже если не запомнили личные данные нарушителя вашего спокойствия, охранника можно будет найти спустя какое-то время. Для этого в заявлении в полицию стоит указать день и время посещения супермаркета. Охрана, как и весь персонал магазина, работает посменно.

Нередко покупатели, незаслуженно обиженные охраной магазина, спускают дело на тормозах - не верят в успех дела. И напрасно. В России уже создан прецедент, когда суд признал: охранник магазина не имеет права обыскивать покупателей.

Впервые обратилась к правосудию жительница Ульяновска. Женщину с восьмимесячным ребёнком в супермаркете остановил охранник. Он заподозрил её в краже банок с детским питанием и обыскал в кабинете директора магазина. Обыск не дал результатов, но администрация торгового центра даже не извинилась перед покупательницей. Пережившая моральный шок женщина решила искать правду в суде, правда предварительно попыталась заключить с магазином мировое соглашение. Однако в супермаркете в судебную перспективу дела не поверили и заключать соглашение отказались. Суд одного из районов Ульяновска встал на защиту женщины и полностью подтвердил её требования. Обиженной покупательнице супермаркет выплатил компенсацию морального вреда. Аналогичный случай произошёл несколько лет назад и в Казани, где обысканная студентка через суд взыскала компенсацию морального ущерба от облапавшего её охранника. Россия постепенно двигается по пути цивилизованного отношения к покупателям. Но происходит это очень медленно, со скоростью улитки.

…Мы позвонили в магазин, в котором обидели нашу читательницу. Руководство супермаркета обещало детально разобраться в ситуации и заявило о готовности принести женщине свои извинения.

Их нравы:

Самой либеральной по отношению к покупателям страной считается США. Здесь при входе в супермаркет людей не обязывают сдавать вещи в камеру хранения. Никогда не проверяют вещи и при выходе. Правда, иногда могут попросить сдать рюкзак или большую сумку, но и это делать не обязательно - всё равно пропустят. Присутствие охраны в американских супермаркетах почти не ощущается. Даже в крупнейшем торговом центре США в Минессоте, войдя в торговый зал, можно заметить множество камер слежения, но охранника не увидите ни одного. Кстати, русские эмигранты быстро придумали, как заработать на такой либеральности американцев. Прямо перед камерой шутники воруют товар со стеллажа так, чтобы это заметила охрана, а затем украденные вещи незаметно сбрасывают в укромном месте. На выходе «вора» задерживает охрана и обыскивает его. Естественно, никакой кражи не фиксируется, после чего мошенники заявляют о нанесённом им моральном ущербе и требуют компенсации. Деньги небольшие - 50-100 долларов, но всё равно приятно.

По американским законам задержать человека и обвинить его в воровстве можно только в том случае, если сам охранник видел, как это произошло, и есть свидетели, готовые дать показания. Но даже если кража совершена, это вовсе не означает, что вор обязательно попадёт в полицию. Решение о жалобе властям принимается старшим охранной смены. В зависимости от суммы кражи и времени, которое понадобится на разбирательство в суде, он решает, сдавать вора в полицию или нет.

В Израиле другая крайность. Охранник супермаркета имеет право обыскать покупателя ещё при входе в магазин. Здесь основной акцент делается на обеспечение безопасности и противодействии терактам.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА