Новости

Утверждаться надо в конкретных делах

Утверждаться надо в конкретных делах

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, профессор СибГТУТолько что, казалось бы, отгремели баталии по выборам депутатов Государственной думы и президента, а перед красноярцами стоят новые выборы - главы города. Значимость общероссийских событий, конечно, велика, но с понижением уровня власти проблемы, которые определяют выбор граждан, становятся ближе, конкретнее, понятнее. Может быть, потому, что они ближе к повседневной жизни, люди ощущают их более остро, да и участие в них каждого отдельно взятого жителя может быть более значимым. Если на высоком уровне политическая риторика, технологии, харизмы личностей играют определяющую роль, то, чем ниже, тем ближе к земле и проблемы. И предлагаемые решения можно, что называется, пощупать.

Прежде всего следует понять, в каком положении сейчас находится Красноярск и его экономика, поскольку именно состояние экономики определяет возможности решения городских проблем.

Ситуация такова, что Красноярск, когда-то бывший базовым донором финансовой системы края, ныне является глубоко дотационным муниципальным образованием. В нынешнем состоянии расходы городского бюджета составляют 25,8 миллиарда рублей, а доходы 24,1 миллиарда рублей. При этом собственных средств город собирает в доходы бюджета около 50 процентов. В остальном финансирование бюджетных обязательств обеспечивается краевым и федеральным бюджетами. Кроме того, сложившаяся задолженность городского бюджета превышает пять миллиардов рублей. Это печальные итоги реформ, происходивших в стране за 20 лет. С одной стороны, это следствие установленной федеральным центром структуры налоговых отчислений по уровням бюджета, с другой - результат социально-экономических преобразований в стране.

В городе произошли существенные изменения народно-хозяйственной, как раньше говорили, структуры, то есть той базы, которая и формировала финансовое благополучие города и его жителей.

Тяжёлый удар финансовому состоянию Красноярска нанесла начавшаяся в 1990-х и хотя и спавшая по темпам и объёмам, но не закончившаяся и в настоящее время экономическая реформация. Были ликвидированы посредством банкротства, в том числе и предумышленного, крупные предприятия, такие, как завод телевизоров, завод «Сибэлектросталь», судостроительный завод, шёлковый комбинат, завод химического волокна, химкомбинат «Енисей», завод резино-технических изделий и другие. Остановлено производство на комбайновом заводе, заводе «Сибтяжмаш», резкое снижение объёмов производства произошло на производственном объединении «Красмаш», шинном заводе.

Серьёзные потери понесла лёгкая промышленность: её доля в структуре промышленного производства только за период с 1998-го по 2010 год снизилась более чем в пять раз.

Всё это создало городу комплекс сложных проблем.

Во-первых, изменившаяся структура хозяйственной деятельности существенно повлияла на структуру финансовых потоков. Так, например, на Красноярском заводе телевизоров работало более 11 тысяч человек, и поскольку они производили в основном продукцию оборонного значения, то и комплектующие, поступающие на завод, были отечественного производства, то есть телевизорный обеспечивал занятость ещё нескольких тысяч работников и развитие финансовой системы внутри страны.

Сейчас на бывших площадях этого завода в основном функционирует торговый комплекс «Мix-Max», в котором работает более 1 600 человек (сравните), и занимаются они в основном продажей импортных товаров.

Если раньше из города вывозилась готовая продукция, а на его территорию поступали финансовые ресурсы, то теперь с точностью до наоборот.

То же самое можно сказать и об использовании производственных площадей других бывших предприятий: завода химического волокна и шёлкового комбината.

Во-вторых, существенным последствием губительных для Красноярска экономических преобразований явилось изменение профессиональной структуры работающих. Когда-то на производственном объединении «Красмаш» трудились до 30 тысяч человек. Они приносили домой очень приличную по тем временам зарплату, достойно содержали семьи, уплачивали значимый подоходный налог. Вместе с членами семей красмашевцы составляли практически десятую часть населения города. То же можно было бы сказать, пусть в меньших масштабах, о химкомбинате «Енисей», заводе телевизоров и химико-металлургическом заводе. И это не ностальгический плач по военно-промышленному комплексу, а горькая констатация того, что Красноярск потерял большие возможности, прежде всего в формировании городской казны и в поступлении значительных финансовых ресурсов на территорию города.

Чрезвычайно осложнился вопрос занятости, и дело даже не в том, что люди остались без работы, а в том, что изменилось содержание и качество их труда. Бывшие инженеры, конструкторы, фрезеровщики, электролизники, аппаратчики, специалисты по станкам с числовым программным управлением, средствам автоматизации - нет, они не остались без работы, - они превратились в челноков, кустарей, охранников, официантов, продавцов и так далее. То есть в трудящихся с существенно более низким уровнем квалификации.

И опять-таки дело не только в личных доходах и подоходном налоге. Дело в том, что мы потеряли кадры, с которыми можно было бы уверенно реализовывать идею модернизации и российской, и краевой, и городской экономики на основе инновационных решений, заявленных руководством страны.

Изменение профессиональной структуры работающих существенно повлияло и на высшие, и на средние специальные учебные заведения. Технологический институт, сейчас университет, только в Красноярске поставлял выпускников на семь крупных предприятий химической промышленности с численностью работающих четыре - восемь тысяч человек. Политехнический институт, институт цветных металлов успешно закрывали потребности в кадрах заводов «Сибтяжмаш», комбайнового, объединения «Сибтехмонтаж», предприятий, обеспечивающих строительство и эксплуатацию энергокомплексов двух мощных геологоразведочных и промышленных объединений, базирующихся в Красноярске, - «Красноярскгеология» и «Нефтегазразведка».

Брошенные на произвол судьбы учебные заведения, особенно средние профессиональные, начали перестраиваться на сферу обслуживания.

Не обошли реформы и расположенный в Красноярске довольно мощный центр академической науки. Во всех шести академических институтах были значимые кадровые потери, снизились возможности развития и использования уникального творческого потенциала красноярской науки.

На мой взгляд, не лучшую роль сыграла в судьбе города идея создания на территории России поселенческой структуры агломераций. Уже в 2000-е годы широко пропагандировалось создание Красноярской агломерации. Красноярск должен был бы стать центром образования, науки, культуры, творчества, спорта, высокого сервиса, местом нахождения управляющих офисов бизнес-структур и, соответственно, с выводом из города промышленных предприятий.

Можно сколько угодно мечтательно фантазировать по этому поводу, но что-то не видно собственников, которые были бы готовы начать вынос за пределы города уж даже такого не безобидного предприятия, как Красноярский алюминиевый завод. А у власти даже при этом потоке нефтедолларов вряд ли в обозримом будущем будет возможность делать такие выносы за государственный счёт.

В целом создать из Красноярска этакий поэтический культурно-образовательный центр теоретически возможно, нужно только точно понимать - кто этот центр будет кормить. Рассчитывать же на то, что на территории центра будут рождаться уникальные идеи, способные в ходе реализации где-то (может быть, даже за рубежом) обеспечить финансовое содержание миллионного города, пока, скажем так, рановато.

В значительной мере объёмы роста в Красноярске - это жилищное строительство и торговля. Но применительно к строительству жилья нужно понимать, что это деньги, заработанные, как правило, в городе и в городе же остающиеся, хотя миграция и переселение с Севера какую-то часть финансовых средств подтягивают со стороны.

Есть ещё строительство и содержание детских садов, школ, культурных и спортивных организаций и сооружений, приведение в порядок городских дорог и многое, многое другое, что входит в конституционные обязанности муниципального образования «город Красноярск».

Кстати, о дорогах и вообще о проблемах городского хозяйства. Несоответствие дорожно-транспортной сети города грузовым и пассажирским потокам (отсутствие транспортных магистралей непрерывного движения, кольцевой развязки на Предмостной площади, на пересечении улиц 2-я Брянская и Калинина, нехватка мостов и путепроводов через Транссибирскую железнодорожную магистраль, отсутствие улиц - дублёров улицам Свердловская, Металлургов, проспекту имени газеты «Красноярский рабочий») в сочетании с увеличением количества автотранспорта в четыре раза (с 92 886 единиц, в том числе личных 71 667 единиц в 1992 году, до 370 445 единиц, в том числе 333 010 единиц личных в 2011-м) при увеличении протяжённости автодорог в два с половиной раза (418,1 километра в 1992 году и 1 053,6 километра в 2011-м) с недостаточным количеством мест для парковки транспортных средств привели к регулярным транспортным заторам.

Усугубляет проблему перераспределение производственных (человеческих) ресурсов: бывшие работники ликвидированных крупных заводов и предприятий города, жившие в рабочих посёлках в непосредственной близости к своим предприятиям и заводам, вынуждены заниматься самостоятельным поиском работы и спонтанной миграции в другие, более отдалённые части города к новому месту работы.

Тяжелейшим наследием предшествующих лет является отсутствие централизованной поддержки содержания жилищного фонда.

Известно, что знаменитые хрущёвки строились в расчёте на 25-30 лет. Эти здания и так уже продержались сверх всяких сроков, впору в Книгу рекордов Гиннесса их представлять. И, конечно, в прошедшие годы ситуация сильно осложнилась.

Общая площадь ветхого жилого фонда всех форм собственности увеличилась с 0,2 процента (35 тысяч квадратных метров из 16 536 тысяч квадратных метров в 1995 году) до 1,8 процентов (393,2 тысячи квадратных метров из 21 281 тысячи квадратных метров в 2010 году) общей площади жилищного фонда, аварийного с 0,09 процента (15,5 тысячи квадратных метров из 16 536 тысячи квадратных метров в 1995 году) до 0,4 процента (91,8 тысячи квадратных метров из 21 281 тысячи квадратных метров в 2010 году). При этом в 2010 году в ветхом жилье проживало 17,8 тысячи человек, в аварийном - 7,4 тысячи человек.

Общая площадь жилищного фонда всех форм собственности с износом более 70 процентов увеличилась с 0,25 процента (1995) до 0,9 (2010), при этом общая площадь жилищного фонда с износом от 31 до 70 процентов снизилась с 10,8 процента (1995) до 3,4 (2010). Остаётся актуальной проблема сноса ветхого жилья (улицы Техническая, Тимошенко, Качинская, Базарная, Цимлянская, Ленинградская).

Всех городских проблем сегодня и не перечислить. Где-то в иных территориях они, может быть, полегче, где-то посложнее. Сегодня важно то, что без их решения будущее Красноярска выглядит мрачно, а значит, их нужно решать. Вместе с тем, трезво оценивая ситуацию, следует сделать вывод: своими силами городу в прежние свои качества - крупного донора в субъекте федерации в Красноярском крае - не выбраться. Не по своей воле большей частью красноярцы оказались в этом положении, и выбираться нужно общими усилиями.

Конечно, когда собственных средств города только половина, да ещё немалые долги имеются, особая ответственность лежит прежде всего на крае. Правда, у края и иных забот более чем предостаточно.

Совершенно очевидно, что нужно пробивать (глагол наиболее подходящий) специальную целевую программу развития Красноярска с прямым участием федерального центра, благо повод есть вполне достойный - город стал миллионником.

Вот такие весьма непростые задачи вырисовываются перед тем, кто возьмёт на себя крест служения городу в ранге высшего должностного лица.

Необходимо будет организовать широкомасштабное взаимодействие всех тех, от кого зависит принятие решений, возрождающих Красноярск, и в качестве донора в смысле финансовой самостоятельности, и как оптимальную систему жизнеобеспечения. Систему, в которой каждый житель города видел бы свою реальную социальную перспективу. Она, перспектива, должна быть чётко выстроена, грамотно обоснована, и каждый год её реализации должен подтверждать в глазах всех красноярцев уверенность в достижении обещанного будущего.

Люди устали жить в неопределённости, в неуверенности сохранения своего рабочего места, в постоянном напряжении в связи с ростом различных тарифов и потребительских цен, в беспокойстве за судьбу своих детей, которых в младшем возрасте в детсад не устроишь, а в старшем - в вузе обучать денег не хватит.

Решение всех этих проблем в определяющей мере - это экономика города, её решительное оживление во всех сферах, наращивание бюджета и доходов населения.

Власть должна добиваться доверия людей, утверждаясь на конкретных делах. Тогда она действительно власть.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА