Новости

Пациентку вынесла на себе

Пациентку вынесла на себе

Будни сотрудников скорой помощи

_- Вызов поступил в три часа ночи, - вспоминает фельдшер Олеся Нершева.- Зима. Снег. Подъезжаем к закусочной на Партизана Железняка, где нас ждёт мужчина. Говорит: мы живём у Енисея, моя жена рожает. Доезжаем до берега, дальше машина проехать не может. Вниз ведёт обледенелая тропа, наклон настолько крутой, что приходится держаться за верёвку. С трудом спускаемся к сараю, в котором нас ждёт пациентка. _

Оказалось, что семья приехала к нам в город на заработки из ближнего зарубежья. Этот полуразрушенный дом снимает за 500 рублей в месяц. «Когда мы добрались до места, женщина уже родила, - рассказывает фельдшер. - Бригада детской реанимации также спускалась по опасному склону вместе с оборудованием, а потом поднимала ребёнка по обледенелой тропе длиной около сорока метров. Вдвоём с новоиспечённым папой мы положили женщину на носилки и потащили вверх, держась за верёвки. Вынесла пациентку на себе - как в войну…»

Олеся работает фельдшером на скорой помощи уже двенадцать лет. Эту историю она рассказывает нам в машине по дороге на очередной вызов. Один день мы провели вместе со специалистами этой службы.

  • Конечно, работа сложная, ситуации бывают разные, - говорит она. - Но когда ты видишь результат труда, понимаешь, что действительно помог человеку, все трудности отступают на второй план.

Средняя зарплата фельдшера скорой помощи, работающего на одну ставку, 14 тысяч рублей, доктора - 19 тысяч.

  • Максимум, который может получать врач, отработав на скорой не менее семи лет и имеющий высшую категорию, 30-35 тысяч рублей, но только если он трудится на две ставки, - рассказывает Сергей Скрипкин, главный врач городской станции скорой медицинской помощи. - При этом нагрузка у наших сотрудников велика, известно, что сегодня главная проблема сферы здравоохранения - недостаток кадров. Укомплектованность врачами в нашей службе составляет 58 процентов, фельдшерами - 90.

К слову, санитаров в службе тоже не хватает, укомплектованность этими сотрудниками составляет всего 60 процентов. Поэтому и приходится иногда просить соседей и родственников пациента помочь донести носилки до машины.

Ирина Хвоина устроилась на станцию 14 лет назад. Сейчас она - врач-реаниматолог специализированной реанимационной бригады, которая принимает самые сложные вызовы - последствия ДТП, криминальных разборок, попытки суицидов.

  • На скорую пришла сразу после окончания вуза, - говорит она. - Несмотря на все трудности, очень ценю свою работу, и прежде всего замечательный коллектив. К сожалению, в последние годы работать стало сложнее. Люди не ценят здоровье, не выполняют рекомендации врачей, потом получаем запущенные случаи.

Ирина Вячеславовна трудится на две ставки - сутки через двое, а в «свободное» время ведёт приём в частной клинике и преподаёт в училище повышения квалификации. «Хочется, чтобы мой ребёнок ни в чём не нуждался», - говорит она.

Вообще, каждый сотрудник, работающий на ставку, обязан отдежурить 168 часов. Есть несколько вариантов смен: по 9,15 и 24 часа. Заступают на дежурства в восемь утра и в пять вечера. Студенты предпочитают трудиться в ночные смены, когда нет занятий. Кто-то совмещает несколько работ. Нередко фельдшеры и доктора берут полторы-две ставки, а значит, фактически дежурят сутки через сутки.

Звонки в 03 со всего города принимают в единой диспетчерской службе. Круглосуточно на связи находятся восемь специалистов. Самим жаркими считаются вечерние часы, когда горожане возвращаются с работы. Тогда вызовы поступают один за другим.

У диспетчеров разработан чёткий алгоритм вопросов. Ответы сразу вбивают в компьютер, программа помогает определить, какая бригада должна отправиться на вызов. Может, нужна помощь кардиолога или достаточно визита фельдшера.

  • Если вы вызываете скорую, не нужно по телефону зачитывать выписки прошлых лет, - напоминает диспетчер Ирина Свириденко. - Чётко отвечайте на вопросы, тогда времени на обработку вызова потребуется совсем немного.

По нормативу с момента получения бригадой вызова до доезда до пациента должно пройти не более 20 минут. В этот интервал сотрудники укладываются. Хотя есть одно «но». В пиковые часы, когда все бригады на выездах, время ожидания иногда затягивается - до момента освобождения специалистов.

  • В авральные дни случается, что бригада за всю смену ни разу не возвращается на подстанцию, с одного вызова сразу перебрасывается на другой, - говорит Сергей Скрипкин. - На износ работают не только специалисты, но и техника. Срок службы автомобиля скорой помощи составляет пять лет. По национальному проекту «Здравоохранение» мы получали 80 автомобилей: 25 машин в 2007 году и 55 в 2008-м. Сейчас их нужно менять. В прошлом году мы уже получили 12 автомобилей, в этом - ещё 11. Глобальная замена планируется в 2013 году.

Ежедневно специалисты службы выезжают на 1 200-1 300 вызовов. Каждая бригада за смену посещает по 15-16 пациентов. По сравнению с прошлым годом число вызовов увеличилось на 45 процентов. Количество бригад при этом пока остаётся неизменным - их 97. Хотя теперь, когда Красноярск достиг миллиона жителей, должно стать 100: по одной на десять тысяч человек - таков норматив.

Есть ещё один аспект, серьёзно влияющий на время доезда до пациента, - вызовы, которые на самом деле не требуют скорой помощи.

  • Примерно в 30 процентах случаев пациенты должны обращаться в поликлинику по месту жительства, а не к нам, их состояние позволяет сделать это, - отмечает Сергей Скрипкин.- Ежедневно 20-30 вызовов поступает от граждан, находящихся в алкогольном опьянении. Им помощь вообще не нужна, это самые непредсказуемые пациенты - могут и на врача напасть, были и такие случаи. Вместе с тем один вызов скорой помощи обходится бюджету приблизительно в две тысячи рублей, не считая транспортных расходов. А время, затраченное бригадой на ложный вызов, может оказаться слишком дорогим для других пациентов, действительно нуждающихся в помощи врачей.

Пока мы беседуем, поступает вызов: мужчине сломали нос. К пациенту направляется фельдшерская бригада, хотя бригада - это звучит гордо, поскольку состоит она из одного специалиста - фельдшера Татьяны Быковой.

  • Конечно, выезжать одной бывает страшно, попадёшь к нетрезвому пациенту, а он агрессивно настроен, - говорит девушка. - Но ничего, привыкла.

Дверь открывает пожилая женщина - мать пострадавшего. Сам пациент долго скрывается от фельдшера в ванной. «Понимаете, ночью на него напали, избили, отобрали телефон», - сбивчиво рассказывает она.

  • Трезвым был? - уточняет Татьяна.

  • Нет, выпил немного. Мы скорую уже вызывали ночью, но он отказался ехать в больницу. А сейчас проснулся, голова болит.

Наконец появляется больной. Одна сторона лица - сплошной синяк. Настрой отнюдь не доброжелательный. Татьяна тактична и настойчива.

  • Я с вами хорошо, и вы со мной хорошо, - начинает она. - Гематома у вас большая, нужно обязательно сделать снимок. Челюсть болит? Рот открыть можете?

  • Вы издеваетесь, что ли?

В итоге после настойчивых уговоров мужчина собирается в больницу. Рентген показывает: сломан не только нос, но и челюсть. После возвращения на станцию Татьяна говорит, что этот пациент был смирным и хорошим. Иногда, чтобы помочь больному, приходится вызывать полицию.

На следующий вызов отправляется специализированная кардиологическая бригада. «Женщина, 86 лет, жалуется на сердце», - объявляет диспетчер.

  • Вообще, в последнее время инфаркт молодеет, - рассказывают специалисты бригады, пока мы едем на вызов. - Недавно оказывали помощь 27-летнему пациенту.

Уже второй год специалисты службы для лечения инфаркта миокарда используют метод тромболизиса. Пациенту вводят препарат, который разбивает тромб, блокирующий сосуд. Кровоток восстанавливается, сердце начинает работать в обычном ритме. Главное - успеть ввести препарат в первые три часа с момента возникновения боли, только в это время он эффективен. Раньше этот метод использовался только в стационарах, но не всегда доктора успевали уложиться в трёхчасовой интервал. В прошлом году специалисты службы вводили препарат 178 пациентам, благодаря чему в Красноярске появилась тенденция к снижению смертности от инфаркта. На 2012 год закуплено 180 доз, стоимость одной - 80 тысяч рублей.

…К счастью, бабушке этот препарат не потребовался, у неё просто разболелся живот.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА