Новости

На смену цене придёт качество

На смену цене придёт качество

Систему госзаказа ждут кардинальные изменения

Реформирование сферы государственного и муниципального заказа, о котором в последние годы говорят очень много, наконец, обрело конкретные черты. В Госдуму внесён проект закона «О государственной контрактной системе». Заместитель главы города - руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин говорит: процедура проведения торгов, заложенная в действующем 94-ФЗ, далека от идеала, поэтому вполне логично, что вместо бесконечных новых редакций данного документа в стране появился совершенно новый федеральный закон.

- За время своего существования 94-ФЗ претерпел множество изменений, - констатирует Владимир Щербенин. - Однако одно в законе оставалось неприкосновенным: ценовое предложение ставилось во главу угла. Поэтому в последние годы такой критерий, как качество, на электронных торгах, а на них происходит 90 процентов аукционов, практически не имел никакого значения. Рынок у нас во многом ещё нецивилизованный, и в городе существует ряд предприятий, которые участвуют в торгах с целью последующей перепродажи заказа. То есть привлекают субподрядчика. Такие организации чаще всего состоят из руководителя, бухгалтера и юристов. Есть в Красноярске строительные фирмы, которые, как молва говорит, состоят из директора и семи юристов. Они всеми способами добывают контракты. Где-то берут снижением цен, где-то количеством. Пишут множество заявок и какие-нибудь контракты всё же выигрывают. Эти организации подали все необходимые документы, поэтому отказать им в участии в торгах никто не вправе. Конечно, в том, что подрядчики привлекают субподрядчиков, ничего плохого нет. Хуже другое: у таких фирм нет не то что никакого имущества, но и достаточного опыта. Они берутся за сложные объекты, и бывают случаи, срывают сроки выполнения работ. Более того не обеспечивают необходимого качества работ.

Простой пример. Расходные материалы: бумага, тонеры, картриджи для принтера - в них нуждаются все компании. Между тем подрядчики зачастую поставляют поддельные товары, не прошедшие сертификацию. Мелочь, скажет обыватель, однако контракт есть контракт, и предприниматели обязаны добросовестно исполнять взятые обязательства.

- В целом торги в электронном виде ожиданий не оправдали, - сетует Владимир Фёдорович. - Анонимность не обеспечивается. Участники торгов находят друг друга, договариваются.

Разработчики закона «О Федеральной контрактной системе» уверяют, что в документ включено всё лучшее, что было в 94-ФЗ. Даже если проект будет принят в ближайшие месяцы, вступит в силу он не раньше 1 января грядущего года.

О том, что 94-ФЗ необходимо менять, говорили на всех уровнях. Судьба спорного документа решилась в этом году. Экс-президент страны Дмитрий Медведев поручил правительству до 1 июля внести в Государственную думу проект закона, предусматривающего создание Федеральной контрактной системы. Чиновники не стали класть дело в долгий ящик, 12 мая законопроект поступил в российский парламент. И уже 22 июня профильный комитет Госдумы рассмотрит этот документ. Разработчики закона уверяют, что в новый закон включено всё лучшее, что было в 94-ФЗ. Даже если проект будет принят в ближайшие месяцы, вступит в силу он не раньше 1 января грядущего года. Так что в оставшиеся семь месяцев государственным и муниципальным заказчикам предстоит закупать товары, работы, услуги в соответствии с 94-ФЗ, который, к слову, не стоит на месте - вступают в силу как изменения данного закона, так и смежных нормативных актов, оказывающих существенное влияние на порядок размещения заказа.

Так, к примеру, одно из последних новшеств - записанный в контракте материал нельзя заменить на другой. То есть вместо фирменного дверного полотна закупить дешёвое китайское невозможно. Такая норма дисциплинирует исполнителей, уверены чиновники.

- 94-ФЗ - это закон, который касается процедур, - уверен Владимир Фёдорович. - Федеральная контрактная система (ФКС) рассматривает вопрос шире и, надеюсь, продвинет вперёд решение многих вопросов. К примеру, одно из нововведений - установление нижней ценовой границы торгов. Скажем, снижение первоначальной цены возможно не более чем на 15 или 20 процентов. Сегодня бывают прецеденты, когда сумма контракта падает на 35 процентов. Данная норма поможет в борьбе со сговорами участников торгов. Кроме того, новый закон обязывает участников аукциона обосновать смету: почему он снизил цену.

Более пристальное внимание ФКС уделяет и качеству проводимых строительных работ. Конкурсная комиссия будет оценивать наличие производственной базы, квалифицированных кадров, историю компании (речь идёт о построенных компанией объектах, о том, как реализованные проекты оценивают горожане и заказчики).

- Отдельная тема - борьба с нерадивыми подрядчиками, - акцентирует внимание Владимир Щербенин. - Сроки зачастую затягиваются, и не только по вине исполнителей. Бывает и по вине заказчиков. А процедура разрешения этой ситуации на сегодня несовершенна. Предлагается два варианта решения спора: либо по соглашению сторон, либо в судебном порядке. Судебная процедура, конечно, длительная. А до тех пор пока суд не «развёл» заказчика и поставщика, деньги связаны бюджетными обязательствами и контракт не выполняется. Уходит время. При этом надо учитывать, что бюджетные обязательства формируются исходя из трёхлетнего планового периода. Это означает, что срыв выполнения контракта в текущем году может создать проблему на три года вперёд. Особенно это касается важных для населения объектов - школ, детских садов. Сроки срываются, что приводит к неудовольствию граждан. Поэтому появилось предложение создания межведомственных комиссий, которые в течение 10 дней должны рассмотреть вопрос и принять решение по поводу действий того или иного участника. Мы приветствуем такой подход, потому что надо искать механизм расторжения контракта либо его корректировки исходя из того, как обстоит дело в текущий момент. Не всегда виноваты исполнители. Бывают и объективные причины, например, низкое качество документации, какие-то природные явления, которые повлияли на сроки. Всё это необходимо учитывать.

Есть в Красноярске строительные фирмы, которые, как молва говорит, состоят из директора и семи юристов. Они всеми способами добывают контракты. Где-то берут снижением цен, где-то количеством. Пишут множество заявок и какие-нибудь контракты всё же выигрывают.

Более высокие требования ФКС предъявляет не только к исполнителям муниципальных и государственных заказов, но и к самим организаторам торгов. Каждый контракт будет вести конкретный человек. «Это сотрудник администрации, который отвечает от начала до конца за исполнение обязательств по договору, - поясняют специалисты. - Сегодня он отвечает только перед своим начальником. Однако скоро будет введена ответственность и перед законом. Критерии оценки - как контрактный офицер осуществляет контроль в тех элементах, которые являются для бюджета очень важными. Это новое требование, которое будет предъявляться муниципальным и государственным служащим, имеющим статус контрактного офицера». Каждый такой офицер будет вести не один контракт. И он, безусловно, должен быть компетентным специалистом во вверенной ему области. Если контракт касается организации услуг питания, то человек должен разбираться в таких вопросах, как качество питания, маркетинг, ритейл.

Пожалуй, одно из самых обсуждаемых нововведений в области муниципального и государственного заказа - общественный контроль. По замыслу разработчиков закона о ФКС, при правительстве страны появится общественный совет с очень большими полномочиями. Подобные советы создадут при региональных органах власти и органах местного самоуправления муниципальных образований. Туда войдут представители предпринимательских объединений, депутаты. Члены совета могут принимать участие в работе конкурсных комиссий, затребовать необходимые материалы, дать оценку торгам. Их работа может носить как разовый характер, когда появляются какие-либо жалобы, так и плановый - в частности в виде проверок.

Как уверяет руководитель департамента муниципального заказа администрации Красноярска, работать в новых условиях его подчинённые готовы. Тем более что некоторые новшества, предлагаемые ФКС, для краевого центра уже давно реальность. «Важное место в контрактной системе занимает планирование, - отмечает Владимир Щербенин. - Муниципалитет занимается планированием уже не первый год. Каждый заказчик, а их у нас 524, размещает свои планы на год на сайте госзакупок. Эта информация является публичной, ознакомиться с ней может любой желающий. К примеру, в мае мы заключим контракты на сумму 1 млрд 800 млн рублей. Самые крупные заказы - два дома, которые город построит в ближайшие годы. Чем планирование хорошо? Предприниматель, если он вдумчиво относится к своему бизнесу, имея планы по закупкам, может ориентироваться в ситуации. Понимать, какие деньги и в какие сроки бюджет будет направлять на выполнение того или иного заказа. И, соответственно, ещё до начала торгов будет известно, не только когда объявляется аукцион или конкурс, но и в какие сроки должны исполняться контракты.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА