Новости

В борьбе за отражение

В борьбе за отражение

Кинозрителя нужно воспитывать

Кино, похоже, перестало быть одним из важнейших искусств, каким в прошлом веке объявлял его вождь пролетариата. Если в советские времена кинодокументалисты были летописцами великих свершений, то сейчас они вынуждены вариться в собственном соку, изыскивая скудные средства на отражение проблем нашего общества.

Честно сажу, после фильма «Outro» я не могла спать. Настолько сильное впечатление произвели на меня картины умирания молодой женщины от рака, запечатлённые камерой. До смерти Светланы месяц, до встречи с матерью - две недели. И последнее этой уже похудевшей и еле двигающейся женщине кажется намного страшнее ухода из жизни. Кинодокументалист с жадностью художника, наблюдающего за кончиной человека, ловит каждый день своей героини. Сначала она ещё может танцевать и рассуждать с друзьями о мире, в который ей предстоит уйти, а затем воспринимает только прикосновения рук своих родителей, которые поглаживаниями облегчают страдания умирающей дочери. Outro - знак конца, выход, завершение произведения.

Эхо международного кинофестиваля «Флаэртиана-2011», которое прозвучало в Красноярске в мае 2012 года, собрало в кинозале культурно-исторического центра скудную группку любопытствующих горожан. Все фильмы, привезённые в Красноярск организатором Николаем Бемом, посмотрели лишь единицы, остальные посещали только самые знаковые, на их взгляд, показы.

Фильмы «Флаэртианы» (на этом фестивале демонстрируются ленты, герои которых - обычные люди - проживают частичку своей жизни) приезжают в Красноярск не впервые. В этом году, говорит Николай Бем, ему просто захотелось показать красноярцам то богатство, которое таит мировая кинодокументалистика. Договорился с руководителем фестиваля, отобрал картины-призёры, договорился с авторами о бесплатной демонстрации их работ в Сибири (те с удовольствием согласились), и - вот они, общепризнанные шедевры.

Организаторов эха «Флаэртианы» нисколько не смутило малое количество зрителей, пришедшее на показ.

- Это нормально, - считает Николай Бем, директор Сибирской студии независимого кино. - В киноклуб, который мы открыли в КИЦе, ходит 20 человек. Московский музей кино посещает чуть больше - человек 50. И московские коллеги считают это успехом. У россиян просто нет практики просмотра документального кино.

Кинодокументалисты Красноярска считают: неигровое кино имеет не так много почитателей в нашем городе. И это вовсе не означает, что интерес к фильмам, отражающим реальную жизнь, пропал. После закрытия красноярской киностудии в краевом центре перестал формироваться интерес к авторским работам.

- Кинозрителя нужно воспитывать так же, как и слушателя классики, как театрального любителя, - считает исполнительный продюсер Красноярской киностудии «Архипелаг» Элина Астраханцева. - Это вопрос, который я давно пытаюсь решить. Считаю, что в Красноярске должен быть свой фестиваль российского кино. Хороший пример - Екатеринбург, фестиваль «Россия» здесь существует уже более 20 лет. За это время сформирован зритель, который ждёт этого события. На «Россию» съезжаются лучшие кинодокументалисты страны и зарубежья, и на показы победителей фестиваля билеты зрителями раскупаются ещё до начала мероприятия.

Впрочем, как считает Элина Астраханцева, формировать кинокультуру Красноярска необходимо сразу на всех уровнях. Какой смысл прививать горожанам интерес к неигровому кино, если самих фильмов снимается крайне мало. После расформирования федеральной структуры - Красноярской студии документального кино - оставшиеся в городе режиссёры создали собственные небольшие студии. И «важнейшее из искусств» сейчас делается практически в подвалах.

- Фестиваль может стать формообразующим звеном, - считает Элина Астраханцева. - Сейчас российские режиссёры оказались загнаны в угол скудным финансированием. Но российское кино не стоит на месте, фильмы снимаются. Правда, в прокат не идут.

Кинематографисты считают, что, создав Красноярский фестиваль, с одной стороны, можно помочь потенциальным зрителям проявить интерес к неигровому кино, а с другой - вывести наконец красноярских творцов из тени, включить их в кинематографический процесс России.

В Красноярске снимается много интересных лент, но, как говорят специалисты, идут они узким экраном. Режиссёры отправляют свои детища на фестивали, иногда вывозят в глубинку, демонстрируют сельскому жителю, показывают ограниченному кругу красноярцев.

Как становится понятно из разговоров с кинодокументалистами, сегодня неигровое кино живо в регионах России не благодаря, а скорее вопреки существующей ситуации в сфере культуры. Так уж сложилось исторически, что кинодокументалистика в субъектах Федерации финансировалась из Москвы. На местном уровне средства на фиксирование времени не выделялись. Сегодня киношникам из провинции всё сложнее получить деньги на свои проекты. Чтобы снять кино, приходится выкручиваться кто как может.

- Разве это нормально? - задаёт вопрос Элина Астраханцева. - Я знаю продюсеров, которые несколько лет не могут получить финансирование, хотя и режиссёры талантливые, и проекты у них очень интересные. Но всё можно изменить. Красноярский край - могучий донор со своим бюджетом, в нём происходит очень много интересного. Но нет возможности это снимать, документировать. Мы уже несколько лет бьёмся за то, чтобы производство кино наконец включили в краевой бюджет. Кинематография тоже относится к культуре, как и театры.

Группа кинодокументалистов Красноярска уже обратилась в министерство культуры края, к депутатам Законодательного собрания, написала письмо губернатору Льву Кузнецову. Чиновники с пониманием относятся к проблемам режиссёров неигрового кино, признают их правоту, но только разводят руками: в законодательной базе механизм финансирования кино на местном уровне отсутствует.

Движения вперёд не видно, но документалисты уверены, что ситуация обязательно изменится, она просто обязана повернуться лицом к творческим людям Сибири. Но пока решается этот вопрос, происходящие в крае события остаются в прошлом, уходят из жизни известные красноярцы, забываются уникальные судьбы.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА