Новости

Ваш сосед Плюшкин

Ваш сосед Плюшкин

Хлам как средство выселения

Валентина Петровна пришла в редакцию газеты с жалобой: её выселяют из квартиры. А причина - хлам, из-за которого ремонтники не смогли пробраться к прорвавшимся трубам отопления. Старушка честно признаётся: собирала имущество на мусорках города и приносила домой. Но ведь всё это ей было крайне необходимо.

Бабушка спешно и заученно повторяет свою историю. Видно, что рассказывать о своих злоключениях ей приходится не первый раз.

- Я в этой квартире живу с рождения. Её получил мой отец - узник концлагеря, - говорит Валентина Петровна. - Я сначала жила с родителями, а потом они умерли, и я осталась одна. Замуж выходила только один раз, в 37 лет развелась, так больше и не встретила своего мужчину. Детей нет.

Старушке 75 лет. Всю жизнь проработала на одном из красноярских заводов бухгалтером. А когда ушла на пенсию, ей предоставили земельный участок под огородик. Строительная контора поставила на нём домик, но внутри не отделала. Вот и собирала бабушка картонки и деревяшки на помойках города.

- Где пригляжу хорошую дощечку, беру и домой несу, - рассказывает Валентина Петровна. - Сейчас много хорошего выбрасывают. А мне это пригодится.

В итоге бабушка набрала столько картонок и дощечек, что в квартире её стало просто не повернуться. Когда от старости лопнули трубы отопления и залитыми водой оказались все нижестоящие квартиры, Валентине Петровне поставили ультиматум: очищайте жилище и делайте ремонт.

- Ко мне приходили ремонтники из треста, но добраться до труб не смогли, - честно признаётся собирательница. - А у меня сил не хватает, чтобы вынести все деревяшки.

По словам Валентины Петровны, управляющая компания и жильцы её дома тогда так ничего и не добились от старушки. В итоге подали исковое заявление в суд.

- Суд шёл два года, - говорит бабушка. - И постановил выселить меня из жилья. А я ведь уже племянника отыскала, попросила его помочь с уборкой. Мы вынесли весь мусор, но суд даже слышать об этом не хочет.

Никаких документов, подтверждающих рассказ, у Валентины Петровны не оказалось. Возможно, ситуация выглядит не так, как представляется бабушке. И тем не менее, как заявляют компетентные органы, проблема собирателей, захламляющих свои квартиры, в Красноярске существует, и справиться с ней крайне сложно.

В городской управляющей компании «Жилфонд» сразу заявили, что для них это очень больной вопрос. Практически в каждом районе Красноярска имеется в среднем десять грязных квартир, хозяева которых очищают свалки.

- Зачастую это неприватизированное жильё, - говорит руководитель пресс-службы ГУК «Жилфонд» Оксана Кольк. - И в этом случае управляющая компания обращается в департамент городского хозяйства, который выделяет деньги на проведение ремонта. Если же квартира находится в собственности, ремонтировать её владелец обязан сам.

Конечно, бывают ситуации, представляющие опасность не только для Плюшкина, но и для добропорядочных жителей подъезда. Например, когда прорвало трубы, как у Валентины Петровны. Здесь уже специалисты УК не гнушаются зайти в захламлённую квартиру и вынести мусор. Но практика показывает: Плюшкины очень скоро вновь возвращают хлам на свои места.

- В этом году у нас одна проблемная квартира в Ленинском районе, - рассказывает заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Красноярска Олег Гончеров. - Состоялся конкурс на проведение ремонта, но работники не могут в неё попасть.

По словам Олега Гончерова, когда в чистке нуждается муниципальное жильё, квартиросъёмщику временно предлагают переселиться в маневренный жилой фонд, которого в Красноярске предостаточно. В квартире сделают капремонт, и жилец вернётся на место. Выселение возможно только при совместном решении этого вопроса социальными службами и администрацией района, в котором проживает Плюшкин.

- Законодательством прописаны наши обязательства по ремонту муниципального жилья, но ничего не говорится о состоянии человека, который в нём проживает, - сетует Олег Гончеров. - Очень много неадекватных людей. В том же Ленинском районе мы чуть ли не каждый год ремонтируем квартиру, в которой живёт психически больной. Он выходит из лечебницы и демонтирует пластиковые окна. Его забирают в больницу, а мы вновь восстанавливаем тепловой контур дома. У человека есть справка. Но нам-то от этого не легче. У нас рычагов воздействия на таких людей нет.

Вопрос трудный, признаёт и начальник участковых уполномоченных МУ МВД России «Красноярское» Александр Кардава и требует большой работы уполномоченных для обеспечения безопасности как соседей, так и самого больного.

- Люди в первую очередь обращаются к участковому, а мы после проверки информации сообщаем о факте в районную администрацию, - поясняет Александр Кардава. - Смотрим, есть ли основания для освобождения жилплощади от захламления. Ведь мусор - это и неприятный запах, и крысы, и другая живность.

Все комментаторы утверждают: захламлением жилья занимаются нездоровые люди. Их ставят на учёт в диспансере и полиции, за ними следит районная администрация, но принудительно определить их на лечение по закону никто не имеет права.

- В такой ситуации в тандеме должны работать социальная, медицинская и юридическая службы, - считает психотерапевт Европейского реестра, психиатр высшей категории Николай Рычков. - Возможно, человек пережил психологическую травму, душевные переживания или потерял близких. И на основе этого создалась болезненная почва в форме мании накопительства. Человек чётко уверен, что в этом хламе смысл его жизни, и он нуждается в медицинской помощи.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА