Новости

Лекции писал по Брайлю

Лекции писал по Брайлю

Историю красноярца Артёма Толстоброва по праву можно назвать историей успеха. Хотя молодой человек восторженных эпитетов в свой адрес не разделяет. Но его собственный опыт преодоления трудностей и достижения цели уникален. Будучи инвалидом по зрению, он не только получил высшее образование, но и работает по специальности.

— После школы я решил поступать в юридический техникум, — рассказывает Артём. — Почему в юридический? На тот момент, в девяностых годах, был небольшой выбор профессий для незрячих людей. Это массажист, музыкант, юрист. Сейчас, знаю, есть преподаватели истории, психологи, программисты. Юридический техникум находился ещё и рядом с моим домом, это тоже повлияло на выбор.

В техникуме юноше сразу пошли навстречу. Особый студент никого не испугал. Перед поступлением Артём прошёл подготовительные курсы. Педагоги понимали, что парень настроен решительно и намерен учиться дальше. Уже тогда к учёбе сына вплотную подключилась мама. Она начитывала тексты из учебников на диктофон, чтобы Артём мог потом учить материал. Специальной профессиональной литературы для незрячих людей тогда не было, поэтому приходилось изобретать собственные методики. В техникуме Артём одиночества не чувствовал. Одногруппники во всём помогали товарищу, навстречу шли и педагоги. Но “навстречу” это не значит, что были жалость и исключения. Просто в случае с Артёмом преподавателям, например, приходилось иногда менять традиционный порядок проверки письменных контрольных работ. Молодой человек писал по методике Брайля, а потому рассказывал педагогу, почему он выбрал то или иное слово или букву.

— Учёба в техникуме мне нравилась, но я понимал, что высшее образование необходимо, — говорит Артём. — Инвалиду по зрению без образования сложно будет трудоустроиться.

Так выпускник техникума решил штурмовать Красноярский государственный университет и поступать на юридический факультет. Желание более чем смелое, поскольку таких студентов в истории вуза единицы.

На переговоры с руководством тоже потребовалось время. Когда все формальности были улажены, Артём приступил к сдаче экзаменов. ЕГЭ тогда ещё не было, но тестирование пройти абитуриенту пришлось. На экзамен молодой человек приходил с мамой. Она читала ему задания и варианты ответов, из которых будущий студент выбирал, по его мнению, верный.

Поступив, Артём чуть позже решил перевестись на отделение сравнительного правоведения. Для учёбы требовалось знание иностранного языка. Настойчивому студенту и это оказалось по плечу.

— Письменных экзаменов было не так много, — вспоминает Артём. — Сдавали в основном в устной форме, поэтому каких-то особых исключений для меня не делалось. Курсовые печатал вместе с мамой, а для написания дипломной работы я уже освоил специальную озвучивающую компьютерную программу. А ещё в учёбе мне помогал друг Роман, с которым я познакомился в институте. Вместе мы проходили практику в одной из коммерческих компаний, общаемся и сейчас.

На лекциях Артём использовал специальный прибор, позволяющий конспектировать материал по методике Брайля. Это для студента было удобнее, чем запись на диктофон. О том, что студент незрячий, знали все преподаватели. Парень на первых партах с необычным прибором вопросов не вызывал.

То, что с него спрос особый, студент Толстобров осознавал. Молодой человек никогда не пытался вызывать сочувствие, а, наоборот, по максимуму требовал с себя самого.

— Да, мне была важна собственная репутация. Я старался, чтобы знания были на должном уровне, — говорит Артём.

При этом радости студенческой жизни не прошли мимо парня. Артём участвовал во всех институтских вечеринках, занимался музыкой, ходил в ночные клубы и вместе с одногруппниками весело праздновал защиту диплома, между прочим, красного.

После окончания вуза молодого специалиста приняли на работу в гуманитарный колледж. Там Артём Толстобров преподавал два года. Сейчас юрист работает в администрации города, в управлении молодёжной политики.

— Большую поддержку мне оказала моя семья. Мама посвятила моему образованию очень много времени, — говорит Артём. — Среди инвалидов по зрению высшее образование — редкость. Чтобы решиться на это, нужна очень сильная мотивация, крепкая поддержка близких, здоровые амбиции. Если в семье растёт ребёнок, у которого инвалидность, важно, чтобы родители не взращивали в нём иждивенческие настроения, а воспитывали самостоятельность. Конечно, можно прожить на государственную пенсию, но работа — это одно из условий успешной реабилитации.

Помимо юриспруденции Артём увлечён музыкой. Он известен и как талантливый исполнитель, и как автор собственных песен. Планов у юриста и музыканта много. Ставить правильные цели и достигать их он уже умеет.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА