Новости

Замахнулись на Шекспира и Перро

Замахнулись на Шекспира и Перро

Чем порадовал и удивил театральный фестиваль

Июнь стал для красноярских театралов настоящим открытием. Фонд Михаила Прохорова провёл очередной фестиваль «Норильские сезоны». Его участниками стали именитые труппы России и зарубежья: екатеринбургский театр «Провинциальные танцы», итальянская театральная компания Пикколо Нуово Театро, Российский академический молодёжный театр (РАМТ) и Вильнюсский городской театр Оскараса Коршуноваса.

В рамках фестиваля можно было не только увидеть лучшие спектакли, но и познакомиться с разными режиссёрскими подходами. Было как искусство для эстетствующей публики, так и представления, понятные всем и каждому. Как, например, спектакль итальянского театра. Пикколо Нуово Театро - театральная компания, созданная в 2010 году группой молодых людей - художников и артистов, профессионалов уличного театра. Зрелищность - одна из козырных карт проекта. Сюжет довольно прост: король, у которого нет наследников, решил найти достойного, того, кому он смог бы предать свой трон. Он решает провести турнир для рыцарей королевства. Но злые силы пытаются помешать состязанию и завладеть королевством. Колдун при помощи своих чар повергает в панику жителей: жуткие монстры наполняют город... Спасает всех простолюдин, а вовсе не потомок знатного семейства: с помощью матушки-природы он побеждает волшебника. Свет побеждает тьму. Театральное действо щедро приправлено спецэффектами, пиротехническими трюками.

Ещё одна постановка - доступная в понимании даже школьникам: спектакль «Эраст Фандорин» Российского академического молодёжного театра (РАМТ). Интригующая история про молодого Эраста с погонями, стрельбой, таинственными убийствами не оставляет равнодушными никого. Бестселлер Акунина «Азазель» смотрится на сцене очень органично. Постановка Алексея Бородина почти полностью повторяет авторские интонации, не случайно сам Акунин называл её лучшей среди театральных версий его произведений. Главную роль - молодого Фандорина - исполняет Пётр Красилов. Его персонаж искренен и самозабвенен. Нелли Уварова - лёгкая, беззаботная, чистая. В нарядах девятнадцатого века она так удивительно хороша, что трудно представить, что эта же актриса сыграла страшненькую и нелепую Катю Пушкарёву в сериале «Не родись красивой».

Попасть на спектакли РАМТа - большая удача: на них всегда аншлаг. И не только потому, что там играют сериальные и, значит, известные всем звёзды: Пётр Красилов, Нелли Уварова… Постановки театра славятся своей добротностью, творческим поиском, неожиданными режиссёрскими решениями. Не забывают здесь и про традиции. Репертуар строится на литературных сказках и фольклоре, на классике, отечественной и зарубежной, современной драматургии. Для театра чрезвычайно важна художественная искренность, высочайший уровень культуры и интеллигентности. Высокий уровень подтверждают и многочисленные звания актёров, награды и театральные премии. РАМТ - постоянный участник театральных фестивалей, лауреат многих театральных премий и конкурсов. Например, тот же «Эраст Фандорин» - обладатель трёх «Чаек» в номинациях «Прорыв» (Пётр Красилов); «Обольстительная женщина» (Ирина Низина); «Ослепительный миг» (Андрей Сипин). Отрадно, что в Красноярск театр привёз спектакли для разного зрителя. «Как кот гулял, где ему вздумается» - для маленьких театралов, « Сказки на всякий случай» - для семейного просмотра, «Чехов - GALA» - для тех, кто любит классику.

А вот это уже для ценителей новых форм и выразительных средств на сцене. Фестиваль «Норильские сезоны» в Красноярске завершился современным прочтением пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Режиссёр Оскарас Коршуновас, за которым закреплён в Европе статус молодого гения, представил классику в неожиданной интерпретации. Коршуновас - режиссёр, художник и хореограф спектакля «Сон в летнюю ночь» - ещё не стал живым классиком, но его заслуги перед театром уже признаны и вознаграждены многочисленными театральными премиями. И, судя по тому, что было показано в Красноярске, такое внимание к литовскому мастеру вполне объяснимо. «Сон в летнюю ночь» - это сказочно-шутливое размышление о любви или, точнее, о вечно запутанных взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Пьеса, в которой так до конца и не понятно, было ли всё это на самом деле или только приснилось - автору, героям, актёрам, зрителю. Коршуновасу удалось очень точно передать «призрачность» шекспировской истории. В спектакле всё подвижно, почти неуловимо. В постановке нет ни привычного реквизита, ни музыкального сопровождения, ни декораций. Все их функции выполняли деревянные панели, перемещаемые актёрами. Из них строились стены, мосты, они использовались как лодки, кровати и двери, ими накрывались и дрались, они объединяли и разъединяли героев.

Ещё одна «странная» постановка открывала фестиваль. Спектакль-инсталляция «Спящая красавица» хореографической труппы из Екатеринбурга «Провинциальные танцы» показала красноярским зрителям известный сюжет в ином свете: старые герои сказки раскрываются в ином качестве. В сценографии спектакля использованы подвижные металлоконструкции, которые в определённые моменты спектакля становятся символами, в другие - партнёрами танцовщиков. Одежда королей, принцев и принцессы создана из спортивной амуниции и выглядит как заготовки живых персонажей. Как заявляют создатели, подобный ход и художественное решение поддерживают главную историю спектакля - тему власти и фатальности. Интересно, если бы Шарль Перро попал на это представление, узнал бы он в происходящем на сцене свою сказку?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА