Новости

Мост, построенный речниками

Мост, построенный речниками

История имеет свойство повторяться. Вот и сегодня, спустя 50 лет после пуска Коммунального моста, ситуация с транспортной развязкой в Красноярске стала такой же остроты, как в те далёкие годы. Понтонный мост, который работал только в светлое время суток, и пригородный поезд, названный горожанами «мотаней», не решали проблемы. Мост был самой желанной стройкой для красноярцев.

Проектное решение его возведения было оригинальным, нигде в мировой практике такой вариант раньше не применялся. Было предложено железобетонные полуарки моста изготавливать на специально собранных из понтонов плашкоутах - грузовых судах. Масса одной полуарки составляла 1,5 тысячи тонн. Длина полуарки по горизонтали - 70 метров, ширина - 7 метров, высота - 3,2 метра. Плашкоуты устанавливались в ковше специально вырытого на острове Отдыха затона с подъездными путями и эстакадой. Вместе с готовой к установке полуаркой их выводили на Енисей и на буксирах спускали к месту монтажа. С помощью балластировки понтонов, полуарку опускали в гнёзда опор.

Выполнить такое на Енисее, где отмечаются суточные колебания воды, изменения силы и направления ветра, скорости течения, мог только специалист очень высокого класса. Таким специалистом был капитан-наставник М. А. Чечкин. Для выполнения задуманного использовались теплоходы «Красноярский рабочий» и «Михаил Калинин» мощностью по 1 400 л.с. каждый, и ещё два теплохода по 600 л. с. и два теплохода по 300 л. с.

Создание абсолютной неподвижности плавучих опор при их стыковке достигалось двумя железобетонными массивами по 100 тонн и двумя якорями-присосами - по 15 тонн. Каждое судно выполняло строго определённые функции. Вспоминает ныне здравствующий, а в то время главный механик теплохода «Красноярский рабочий» Ю. В. Дудников. «Один я остался из той команды, которая наводила сделанные из железобетона полуарки. На капитанских мостиках за телеграфами стояли капитаны А. Н. Захаров и Г. М. Угрюмов. Дирижировал всем оркестром из судов по судовым радиостанциям, а иногда заранее согласованным положением рук М. А. Чечкин. Они, в том числе и за эту операцию, награждены орденом Ленина, их именами названы суда пароходства. В машинном отделении судов за пультом управления двигателями были главные механики. Здесь чаще принималась команда «чуть-чуть» прибавить или убавить обороты, взамен «самый полный», «полный», «средний», «малый», «самый малый» - вперёд или назад. Как правило буксирный канат на плашкоут подавали с теплохода «Красноярский рабочий», здесь же проходили штабы по стройке», - рассказывал Юрий Владимирович. Благодаря такому новаторскому методу мост был построен в рекордно короткий срок - всего за два года. Его пуск был приурочен к открытию 22 съезда КПСС - 17 октября 1961 года.

Писатель-красноярец Георгий Кублицкий в одной из своих книг написал: «Мост через сильнейшую реку - это всегда хорошо и удобно. Но далеко не всегда красиво. Красноярский мост - один из самых больших в Азии, великолепен. Он не стеснил реку, не навис над ней, не придавил её. Его создали в расчёте на большие плавания больших кораблей, свободно скользящих под высокими и изящными арками».

Для нас сегодня сроки строительства ещё одного моста в Красноярске, надёжность сооружения и его архитектурная неповторимость не менее важна, чем 50 лет назад. Надежда на строительство метрополитена в ближайшей перспективе рухнула. Остаётся надеяться на мост. Успех его возведения во многом будет зависеть от участников строительства, их опыта, возможностей. Практически ни одно крупное гидросооружение на Енисее не возводилось без участия Енисейского пароходства, и не было случая, чтобы пароходство допустило срыв. Для этого оно располагает всеми необходимыми средствами и специалистами. Думаю, что и эта стройка не станет исключением. Не секрет, что желающих принять участие в ней будет предостаточно. Главный критерий для головной подрядной организации - стоимость: кто назовёт самую низкую цену - тот и выиграет тендер на субподряд. На второй план может уйти надёжность будущего партнёра, его возможности. Надеемся, что так не будет, что Ассоциация енисейских судовладельцев и городская администрация скажут своё слово.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА