Новости

В лицо матрицы

В лицо матрицы

“Он издевается?” — первая мысль, которая возникает в зале, где висят картины Александра Сурикова. Приходишь на выставку “Город 24”, а на тебя со всех сторон издевательски смотрят чёрные проёмы недостроенных многоэтажек — то, что мы и так каждый день видим на улицах. Проект “Лицевая изнаночная сторона”, открывшийся в Красноярском музейном центре, состоит из четырёх частей: персональной выставки Александра Сурикова “Город 24”, фотовыставок “Станции ДАЛИ”, “Лица Красноярска” и экспозиции Владимира Чайки “HEstory. Концептуальная графика и плакаты”.

— Нас всегда интересовала современная жизнь Красноярска, то, что дано всем нам в ощущениях, но не всегда осмысливается как данность, — говорит Сергей Ковалевский, заместитель директора КМЦ. — В “Городе 24” художник проявляет определённый героизм, совершая малоэстетический подвиг: исследование самых заурядных сторон нашего с вами обитания — панельных высоток. К сожалению, не везёт нам, как некоторым в Европе, жить в старинных замках или хотя бы в собственных родовых имениях. И мы давно уже не замечаем, что вокруг нас унифицированная ячеистая матрица, глубоко проникшая в наше сознание. Мы живём среди этих панельных домов, ходим мимо них, работаем в офисных сотах, и это кодирует наше сознание и восприятие. И выглядит матрица именно так, а не как в красивых фильмах с Киану Ривзом. В чёрных проёмах таится свой космос, они то ли затягивают, чтобы опустошить, то ли манят, чтобы что-то открыть. Надо найти смелость заглянуть прямо ей в лицо. Может быть, когда-нибудь художественный жест подвигнет гражданское общество к заявлению: нет, не хотим жить больше так — квадратно-ячеисто!

— Жена смотрела на мою ежедневную работу и только вздыхала: “Опять эти квадратики!”, — добавляет Александр Суриков. — А потом, когда всё было готово, когда картины с многоэтажками были развешаны по стенам, стало ясно: рисовал конкретные дома, а получилось абстрактное изображение того, что со всеми нами происходит, будь то Красноярск, Иркутск или Москва. Художник для того и творит, чтобы взять кусочек серой массы и возвести её в ранг искусства. Попробовать дать возможность зрителям почувствовать, осталось ли в этих серых стенах, окружающих их каждую секунду, тепло.

Уровнем выше — фотовыставка Пьера Анри, впервые представленная в 2005 году на красноярской биеннале. После этого фотографии красноярцев поехали попутешествовать по всему миру, причём порой в самые экзотические места — от Африки до Швейцарии. Таков был договор — пять лет выставка не может показываться в нашем городе. Герои не были ограничены ни художественным замыслом, ни идеей — просто творили себя перед фотоаппаратом такими, какими себя представляли. Чтобы через несколько лет вернуться запечатленными в кадрах и увидеть, как изменяется время и их состояние. Вкраплениями между портретами — “Станции ДАЛИ”. Документальные фото музейных проектов, вышедших на улицы. Те самые, что раскрашивают серые будни: рисунки на стенах, перфомансы во дворах (вроде разрушенного и воссозданного дома Марьян Тиувен), знак бесконечности на острове Молокова. Но вот какое удивительное дело: среди десятков портретов каждый из первых посетителей увидел кого-то знакомого. “Ой, моя однокурсница!”, “А это мой преподаватель по английскому!” — чутье Анри действительно позволило в один зал уместить лица Красноярска. Люди смеются, наряжаются, кривляются, эпатируют, раскрепощаются, в общем, всеми способами сопротивляются панельной унификации. И пока остаётся в них эта свобода и страсть быть творцами хотя бы по просьбе фотографа, никаким чёрным проёмам их не победить.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА