Новости

Курс прошёл и до свидания!

Курс прошёл и до свидания!

Экзамены на получение водительских прав усложнят


«Давай немного левее, теперь чуть назад. Всё - стоп, - мужчина на стоянке даёт советы неопытному водителю - девушке. - Наконец-то припарковалась. Надо свою машину теперь в другое место переставить, а то обратно выезжать будет, вдруг зацепит». Из только что припарковавшегося авто выходит девушка, трясущимися руками пытается достать сигарету: «Сегодня первый день за рулём, вчера только права получила».

С начала этого года в Красноярском крае совершено 420 дорожно-транспортных происшествий с участием водителей со стажем вождения менее трёх лет. Показатель на 7,7 процента больше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При этом в авариях погибло 23 человека, 628 - травмировано. Соответственно, встаёт вопрос качества подготовки кандидатов в водители в автошколах.

- Больше половины курсантов в Красноярске не могут сдать квалификационный экзамен в ГИБДД с первого раза, - отмечает Александр Галушков, начальник отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД России по Красноярскому краю. - Справляется с испытаниями лишь 41 процент выпускников автошкол. С 1 февраля 2013 года Госавтоинспекция собирается усложнить процедуру сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения. Разработан новый административный регламент, который вносит изменения как в теоретическую часть экзамена, так и практическую. Нововведения направлены на повышение качества подготовки водителей. Сейчас проект проходит стадию согласования.

Итак, что ожидает курсантов с 1 февраля будущего года с принятием нового регламента?

Если сегодня экзаменуемый имеет право совершить две ошибки, то в дальнейшем предлагается каждую ошибку кандидата в водители оценивать в пять дополнительных вопросов. Неправильно ответишь на три вопроса основного задания или на один дополнительный вопрос, экзамен будет считаться несданным. Кроме того, вместо пяти останется лишь четыре элемента маневрирования, которые должны будут сдать на площадке кандидаты на получение водительских прав категорий «В», «С» и «D»: «остановка и начало движения на подъёме» (остановку на спуске из упражнения исключили), «повороты на 90 градусов», «разворот и парковка» и «параллельная парковка задним ходом». Также документ предлагает формулу, по которой рассчитывается время, за которое курсант должен сдать экзамен. Однако в Гильдии автошкол параметры, взятые для расчёта, забраковали. Так что, скорее всего, на каждое упражнение отведут своё определённое время. Изменения коснутся и срока пересдачи: сейчас он составляет 60 дней, со вступлением документа в силу надо уложиться в 30 дней. Помимо этого, регламентом предусмотрена возможность приёма экзаменов на автоматизированных автодромах.

- В России всего порядка 20 автоматизированных автодромов, все они расположены до Урала, - рассказывает Сергей Дикий, директор ООО «Автошкола». - От Урала до Дальнего Востока ни одного автоматизированного автодрома нет. То есть по всей стране не более двух десятков автошкол, которые могут быть аккредитованы. В условиях Сибири аккредитовать автошколу вообще нереально. Оборудование, которое требуется для автоматизации автодрома, на морозе выйдет из строя. И новый регламент, кстати, предусматривает сдачу вождения на автомобиле, оснащённом аудио-видео-комплексом. Во-первых, стоит он порядка 50 тысяч, во-вторых, устанавливается аппаратура в задней части транспортного средства. К тому же, это компьютерная система, которая при минус тридцати градусах попросту зависнет и работать не будет. И как тогда инспектор должен принимать экзамен? Ждать лета?

К слову, регламент не прописывает, на чьих авто курсанты будут сдавать экзамен: транспортных средствах Госавтоинспекции или автошкол. Зато по новому документу автошкола после выдачи свидетельства об обучении больше никакого отношения к курсанту не имеет. То есть сейчас автошколы организуют сдачу экзамена в ГИБДД: подают коллективную заявку, назначается определённый день и время экзамена. С принятием регламента курсанты будут записываться на экзамен в ГАИ самостоятельно в порядке общей очереди.

- Аналогичная ситуация уже была во Владивостоке, - вспоминает Сергей Пронин, исполнительный директор НОУ «Подготовка водителей индивидуальных транспортных средств». - Там в одной из автошкол возмутились, мол, с какой стати мы обязаны организовывать сдачу экзамена в Госавтоинспекции. Наша конечная задача - выдача свидетельства об окончании курсов. Дальнейшая судьба кандидатов в водители нас не интересует. С этими претензиями автошкола дошла до суда, и там признали правомерность претензий: в функции автошкол организация экзамена не входит. Тогда во Владивостоке быстренько появилась посредническая фирма, которая и замкнула на себе сдачу испытаний в ГИБДД для получения водительского удостоверения. Естественно, услуга не бесплатная. Да и ожидать своей очереди приходилось довольно долго. Конечно же, люди возмутились и поднялись чуть ли не на бунт. По всей видимости, с принятием регламента такой же бардак ожидает уже всю страну.

По мнению Сергея Михайловича, проект, который сегодня активно обсуждается, абсолютно бездушный. Отучился человек, а там, как говорится, хоть трава не расти.

- Ничего хорошего в том, что автошколы не болеют за своего курсанта, нет, - признаётся Татьяна Чомориан, директор автошколы «КАР». - Сейчас нам приходиться смотреть в глаза инструкторам Госавтоинспекции, отвечать на вопрос: «Почему так плохо подготовили кандидата в водители?», работать над ошибками. И я считаю, что курсанты должны быть связаны с автошколой до тех пор, пока не получат на руки водительское удостоверение.

Константин Медведев, председатель ассоциации автошкол Красноярского края, вторит своим коллегам:

- Я бы вернул контроль за автошколами в ведомство ГИБДД. Лицензионная система не позволяет качественно следить за учебными организациями. И если уж поднимать тему качества подготовки кандидатов в водители, то начать стоит с вопроса: а кто, собственно, готовит и как? Сегодня нет ни одной методички, по которой мастер производственного обучения должен обучать курсантов. Более того, ни один научно-исследовательский центр, ни Министерство образования и науки РФ такую задачу даже не рассматривают.

Получается, что каждый инструктор готовит, как ему заблагорассудится: основываясь на собственном опыте и собственной интуиции. В автошколах честно признаются, что хороший инструктор на вес золота. Ведь он должен быть не только опытным водителем, но и педагогом, и психологом. Сергей Пронин вообще считает, что в учебную программу не мешало бы в принципе ввести занятия курсантов с психологом.

- По сути, из тех причин, по которым случаются аварии, три относятся к человеческим факторам, - отмечает Татьяна Чомориан. - Это действия водителя на дороге, умение выходить из рискованных ситуаций, прогноз опасности. И задача автошколы - подготовить курсанта так, чтобы он вёл себя за рулём спокойно, уверенно, ничего не боялся, задумывался о мобильности на трассе, понимал все риски, связанные с возрастом, неопытностью и так далее. То есть обязательное количество часов, отведённое на вождение в автошколах, надо увеличивать.

Соответственно, возникает вопрос стоимости обучения. По словам Татьяны Феодосиевны, качественный товар не может быть дешёвым. Нельзя научиться вождению на должном уровне, если плата в автошколах сегодня составляет 16-18 тысяч. В среднем в России курсы вождения стоят уже в пределах 30 тысяч рублей. Дороговато, конечно, но, согласитесь, цена человеческой жизни не ставится здесь ни в какое сравнение.

А как у них:

Германия

Среди обязательных документов на получение водительских прав - справка о проверке зрения и обязательный восьмичасовой курс по оказанию первой помощи. 14 теоретических и 12 практических занятий - обязательный минимум курсов вождения. В общей сложности в процессе обучения за рулём вы должны просидеть не меньше 25 часов, четыре из которых вы намотаете на автобанах и ещё примерно столько же в тёмное время.

Теоретический тест содержит в себе вопросы о правилах дорожного движения, различные ситуационные вопросы, а также вопросы об устройстве автомобиля. В общей сложности - 30 штук. При провале экзамена неделя на подготовку, а потом пересдача. Попыток три.

Практическое занятие проходит в городе. Длится минимум полчаса. Вы должны уметь водить с соблюдением всех правил, парковаться, ездить задом и отличаться хорошей реакцией.

Италия

Водительское удостоверение можно получить с 18 лет. Вариантов обучения два - или специальная школа, или лицензированный инструктор. Количество уроков практики и теории определяется учеником. Хотите - 5, хотите - 50. После трёх или четырёх занятий за рулём, когда вы уже хоть что-то умеете, вы получаете так называемый розовый лист (foglio rosa), позволяющий водить машину по городским улицам с человеком, водительский стаж которого не менее 10 лет. Листок действителен в течение полугода, за это время неплохо было бы сдать экзамены и получить права. Если не успеете, то просто ещё раз придётся получать розовую бумажку.

Индия

Водительское удостоверение - документ дорогостоящий. Пока ты ученик автошколы (месяц-полтора), у тебя так называемые learners's license, то есть ученические права. Чтобы получить постоянные, придётся сдавать экзамен. Сел, поздоровался, завёл, тронулся, проехал пять метров, повернул направо, остановился, пожал руку инструктору, вышел. Вот и весь экзамен. Говорят, где-то можно получить права «заочно», просто оплатив обучение.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА