Новости
Вспомни про пальто…
Отгремели олимпийские страсти. Прокручиваешь плёнку назад и… Ловишь себя на мысли о том, что у многих победителей похожие жизненные истории. Серебряный призёр по тяжёлой атлетике Светлана Царукаева пришла в спортивный зал вместе с братом, чтобы не оставаться одной в тёмной квартире: в конце 90-х в её родном Владикавказе почти каждый вечер отключали свет в жилых кварталах. Семье Ивана Нифонтова (бронза в дзюдо) пришлось очень нелегко - переезжали в Барнаул из Казахстана. Мать «золотого» Романа Власова (греко-римская борьба), чтобы прокормить двух сыновей-спортсменов, работала в трёх местах. Апти Аухадов (серебро в тяжёлой атлетике) родился в Чечне, случилось это в 1993 году - нетрудно представить, какое у него было детство…
Список можно продолжать и продолжать, вспоминая в том числе и атлетов прошлых лет.
Возможно, не самое сладкое детство - один из серьёзных стимулов биться за победу? Произнёс же уже упомянутый выше Роман Власов в одном из своих интервью фразу: «Если у тебя полный холодильник, то к чему стремиться?»
С просьбой поразмышлять на эту тему мы обратились к главному тренеру сборной Красноярского края по вольной борьбе Виктору Алексееву. Двукратный чемпион мира рассказал, каким было спортивное детство у него самого и его сверстников.
Практически все юные борцы жили впроголодь, у кого - попросту неблагополучная семья, у кого - неполная, у кого, наоборот, - семеро по лавкам. На тренировки на стадион «Строитель» ехали со всего Ленинского района, в том числе и из детских домов. Спорт, считает Виктор Петрович, был прежде всего стимулом для выживания.
Жили Алексеевы совсем небогато. Мама работала на гидролизном заводе, отец - на ЦБК. В семье - трое сыновей. Бывало, что и недоедали. Старший, Виктор, в восьмом классе весил 35 килограммов, на физкультуре в строю всегда последним стоял. Тогда, в 70-е годы прошлого столетия, дети в большинстве своём где время проводили? Правильно, на улице, во дворе. Особенно в промышленных районах, таких, как Ленинский в Красноярске. У двора же - свои законы. И физическое развитие (физика, как сейчас многие говорят) играло не последнюю роль. Постоянное соперничество: кто больше отожмётся, кто подтянется, кто кого заборет… И стычки происходили время от времени. А у Виктора - два младших брата, которых надо защищать.
Словом, пришёл 14-летний подросток в борьбу. О материальной стороне, конечно, не задумывался. Как, впрочем, и сегодняшние пацаны. Изначальная цель была и есть одна - стать сильнее.
Но вернёмся в 1970-е. Собрались в секции мальчишки примерно одного уровня (в плане жизненных условий). Самолюбивые, дерзкие, не все смогли ужиться, уходили. Однако большинство всё же осталось.
Виктор старался не просить денег у родителей. Чтобы экономить, ездил на транспорте зайцем. Правда, когда на соревнования отправлялись, мать отрывала от семьи рубля три или пять, и всё.
Одним словом, ситуация была у всех юных борцов примерно одинаковая. Взять того же Алексея Шумакова, Бориса Будаева из Бурятии, нашего Ивана Ярыгина (у двух последних в семьях росло по 10 детей).
Кстати, Виктор Петрович вспомнил одну весьма показательную историю из жизни олимпийских чемпионов братьев Белоглазовых. Близнецы Анатолий и Сергей жили, как большинство: ни еды не хватало, ни одежды. Так вот однажды члены родительского комитета решили хотя бы отчасти помочь семье, собрали деньги и купили братьям пальто - одно на двоих. Анатолий, как старший (всего-то на 15 минут), обрядился в обновку. И… в первый же день забыл её в школе: парнишка просто не привык к приличной одёжке. Воспитавший близнецов тренер Гранит Торопин потом говорил Анатолию: «Когда взлетишь над другими, вспомни про то пальто».
Виктор Петрович говорит, что борьба - очень тяжёлый вид спорта. Однако вполне демократичный в плане экипировки. «Мы как занимались? Чешки, носки, трусы и майка. С этим было просто».
Когда Алексеев получил звание кандидата в мастера спорта, ему положили зарплату - 30 рублей. «Я был просто ошарашен, - вспоминает Виктор Петрович. - За что мне платят? За то, что борюсь?! Стеснялся даже эти деньги получать. Тренер настоял: бери, говорил, ты же родителям помогаешь».
Суммы, понятное дело, постепенно росли. И всё же - время было другое - деньги никогда не были основным. Важно было то, что спортсмены защищали честь страны. Больше было патриотизма.
Повторимся: в секции борьбы мальчишки прежде приходили практически одинаковые. Сейчас - разные. Например, Юрий Белоновский - олимпийская надежда Красноярска и всей Сибири, не из бедной семьи, родители вполне обеспеченные теперь люди. Сын пришёл в спорт, потому что отец его в своё время боролся. То есть сейчас расслоение по материальному принципу заметно. Но важно, что идут пацаны в спорт.
К слову, тренируются наши мальчишки бесплатно. Даже символическую плату с них не берут, ведь есть ребята, у которых и на проезд на тренировку денег не всегда хватает. Зато есть у них другое - нормальная спортивная злость, желание бороться. И было бы просто-напросто обидно упустить возможного будущего чемпиона из-за нескольких десятков рублей.
Виктор Петрович говорит, что в сентябре в секции наверняка придёт очень много желающих заниматься. Наплыв всегда происходит после крупных соревнований, например, после Ярыгинского турнира. А тут Олимпиада ещё горячая. Мальчишки видели на экранах телевизоров победителей - сильных, уверенных, ловких. И хотят стать такими же. Это для них и есть главный стимул.