Новости
Подтянуть отстающих
Администрация Красноярска предложила привести налоги в соответствие с реальностью
Десять детских садов, две дорожные развязки, сто хоккейных коробок, а ещё ремонт школ, строительство скверов, возведение домов для бюджетников. Это лишь часть тех проектов, которые планируют реализовать в Красноярске в следующем году. И вполне очевидно: для того чтобы планы стали реальностью, городу нужен прочный бюджет. А значит, необходимо увеличивать доходную базу.
Источников пополнения бюджета не так много. Один из них - увеличение налоговых поступлений за счёт роста ставок. Мера это непопулярная, и если приходится на неё идти, то делать это нужно будет с точным расчётом, выверяя возможные последствия. Иначе говоря, не в ущерб развитию местных предприятий и росту доходов населения.
Во время кризиса муниципалитет сделал ряд серьёзных шагов по поддержке малого и среднего бизнеса. И хотя эти решения пошли в ущерб бюджету, все понимали - предприниматели нуждаются в помощи. Сегодня уже местная власть вправе ждать от бизнеса более существенного участия в наполнении городского бюджета.
Собственно, уже в 2009 году анализ доходности малого и среднего бизнеса показал, что есть возможность увеличения отчислений по единому налогу на вменённый доход для предприятий сферы торговли, общественного питания и некоторых видов бытовых услуг. Однако тогда было принято решение о плавном, в два этапа, повышении коэффициента К2 (именно он определяет величину платежей). Первый этап был реализован с начала 2010 года. Второй этап вновь был отложен - в связи с увеличением тарифов на страховые взносы. Однако сегодня существует необходимость нового пересмотра коэффициента К2 по ряду видов деятельности.
Дело не только в том, что бюджет города крайне сложный. Как отметил и. о. руководителя департамента экономики Игорь Верёвкин, анализ показывает, что налоговая нагрузка на малый бизнес в Красноярске намного ниже, чем в других сибирских городах.
- В розничной торговле продовольственными товарами без алкоголя и табака нагрузка по ЕНВД в Красноярске ниже в 2,7 раза, чем в Новосибирске и Омске, в 3,3 раза, чем в Тюмени, - отмечает специалист. - Примерно такая же ситуация в торговле непродовольственными товарами (разница в 1,66 раза), услугах общественного питания (рестораны - 1,25, кафе- 1,42), парикмахерских (1,14), химчисток (1,33) и в ряде других видов деятельности.
Исходя из анализа ситуации департамент экономики разработал проект изменения коэффициентов К2, с тем чтобы вывести уровень налоговой нагрузки на «среднесибирский».
За основу одним из необходимых условий при разработке вопроса был взят принцип равного фискального бремени при сравнении с другими системами налогообложения, применяемыми малым и средним бизнесом. Известно, что с 2013 года предприниматели, независимо от вида деятельности, смогут выбирать ту систему налогообложения, которая их больше устраивает. Это может быть и ЕНВД, и УСН и патент. Расчёты, сделанные специалистами, показывают: даже с учётом предлагаемого увеличения К2 платежи по ЕНВД не превысят налоговой нагрузки, в случае если бы применялась упрощённая система налогообложения. Иначе говоря, массового оттока предпринимателей в «упрощёнку» ожидать не следует. Тем более что переход на УСН означает необходимость применения контрольно-кассовой техники, от чего освобождены плательщики ЕНВД.
Ещё одним источником увеличения поступлений в бюджет может стать изменение ставок налога на имущество физических лиц. Такие предложения также подготовлены департаментом экономики.
Здесь нужно учесть следующее. Во-первых, ставки имущественного налога в нашем городе кардинально не менялись с 2000 года. Во-вторых, за последние десять лет среднемесячная номинальная заработная плата в Красноярске выросла в 6,7 раза (с 4 287 до 28 777 рублей). Даже если говорить о том, что номинальная и реальная заработная плата - разные вещи, факт остается фактом - доходы населения увеличились. А ставки налога остались на прежнем уровне. При этом, как показал анализ, и такая небольшая нагрузка распределена очень неравномерно. Люди, владеющие дорогой недвижимостью, платят по ставке в размере 0,301 процента. Понятно, что для граждан с высоким уровнем дохода подобные траты - капля в море. Исходя из этого была разработана шкала налогообложения, при которой нагрузка на собственников элитного жилья, а также на тех, кто владеет несколькими объектами недвижимости, будет значительно выше, нежели у рядовых граждан.
Надо сказать, что налоговой базой является не рыночная, а инвентаризационная стоимость домов и квартир. А она существенно ниже. Сегодня более 79 процентов красноярцев - плательщиков налога владеют имуществом с инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей. Для них налоговая нагрузка в соответствии с предложениями департамента изменится на 1 процент. Иначе говоря, увеличится на три рубля в год. Так что подавляющее большинство собственников жилья попросту и не заметит повышения налога. Для тех, кто владеет недвижимым имуществом инвентаризационной стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей и от 500 до 1 миллиона рублей (а таких в городе 17,6 процента от общего количества собственников) нагрузка возрастёт соответственно на 18,8 и 16,3 процента. Это конечно, больше, чем у первой категории, но вполне подъёмно. А вот для богатых и сверхбогатых собственников жилья, коих в Красноярске всего 957 человек, налогообложение увеличится многократно - от 3,32 до 6,64 раз. Таким образом, новая шкала налога на имущество физических лиц решает не только фискальные, но и социальные задачи.
Конечно, одним налогом на имущество не решить серьёзнейшей проблемы глубокого имущественного расслоения. Но, как пояснил Игорь Верёвкин, позиция муниципалитета в этом вопросе совпадает с основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Речь идёт о планируемом введении налога на недвижимость, где также предполагается установить повышенную ставку для владельцев дорогих квартир и особняков. Таким образом, предложения администрации города, если они будут приняты, смогут подготовить почву для грядущих налоговых изменений.
Действующие и предлагаемые ставки налога на жилое имущество
Инвентаризационная стоимость (тыс. руб.) | Действующая ставка налога (%) | Предлагаемая ставка налога (%) |
До 300 | 0,099 | 0,1 |
От 300 до 500 | 0,101 | 0,12 |
От 500 до 1000 | 0,301 | 0,35 |
От 1000 до 2000 | 0,301 | 0,4 |
От 2000 до 3000 | 0,301 | 0,5 |
От 3000 до 5000 | 0,301 | 1 |
Свыше 5000 | 0,301 | 2 |