Новости

Подтянуть отстающих

Подтянуть отстающих

Администрация Красноярска предложила привести налоги в соответствие с реальностью

Десять детских садов, две дорожные развязки, сто хоккейных коробок, а ещё ремонт школ, строительство скверов, возведение домов для бюджетников. Это лишь часть тех проектов, которые планируют реализовать в Красноярске в следующем году. И вполне очевидно: для того чтобы планы стали реальностью, городу нужен прочный бюджет. А значит, необходимо увеличивать доходную базу.

Источников пополнения бюджета не так много. Один из них - увеличение налоговых поступлений за счёт роста ставок. Мера это непопулярная, и если приходится на неё идти, то делать это нужно будет с точным расчётом, выверяя возможные последствия. Иначе говоря, не в ущерб развитию местных предприятий и росту доходов населения.

Во время кризиса муниципалитет сделал ряд серьёзных шагов по поддержке малого и среднего бизнеса. И хотя эти решения пошли в ущерб бюджету, все понимали - предприниматели нуждаются в помощи. Сегодня уже местная власть вправе ждать от бизнеса более существенного участия в наполнении городского бюджета.

Собственно, уже в 2009 году анализ доходности малого и среднего бизнеса показал, что есть возможность увеличения отчислений по единому налогу на вменённый доход для предприятий сферы торговли, общественного питания и некоторых видов бытовых услуг. Однако тогда было принято решение о плавном, в два этапа, повышении коэффициента К2 (именно он определяет величину платежей). Первый этап был реализован с начала 2010 года. Второй этап вновь был отложен - в связи с увеличением тарифов на страховые взносы. Однако сегодня существует необходимость нового пересмотра коэффициента К2 по ряду видов деятельности.

Дело не только в том, что бюджет города крайне сложный. Как отметил и. о. руководителя департамента экономики Игорь Верёвкин, анализ показывает, что налоговая нагрузка на малый бизнес в Красноярске намного ниже, чем в других сибирских городах.

- В розничной торговле продовольственными товарами без алкоголя и табака нагрузка по ЕНВД в Красноярске ниже в 2,7 раза, чем в Новосибирске и Омске, в 3,3 раза, чем в Тюмени, - отмечает специалист. - Примерно такая же ситуация в торговле непродовольственными товарами (разница в 1,66 раза), услугах общественного питания (рестораны - 1,25, кафе- 1,42), парикмахерских (1,14), химчисток (1,33) и в ряде других видов деятельности.

Исходя из анализа ситуации департамент экономики разработал проект изменения коэффициентов К2, с тем чтобы вывести уровень налоговой нагрузки на «среднесибирский».

За основу одним из необходимых условий при разработке вопроса был взят принцип равного фискального бремени при сравнении с другими системами налогообложения, применяемыми малым и средним бизнесом. Известно, что с 2013 года предприниматели, независимо от вида деятельности, смогут выбирать ту систему налогообложения, которая их больше устраивает. Это может быть и ЕНВД, и УСН и патент. Расчёты, сделанные специалистами, показывают: даже с учётом предлагаемого увеличения К2 платежи по ЕНВД не превысят налоговой нагрузки, в случае если бы применялась упрощённая система налогообложения. Иначе говоря, массового оттока предпринимателей в «упрощёнку» ожидать не следует. Тем более что переход на УСН означает необходимость применения контрольно-кассовой техники, от чего освобождены плательщики ЕНВД.

Ещё одним источником увеличения поступлений в бюджет может стать изменение ставок налога на имущество физических лиц. Такие предложения также подготовлены департаментом экономики.

Здесь нужно учесть следующее. Во-первых, ставки имущественного налога в нашем городе кардинально не менялись с 2000 года. Во-вторых, за последние десять лет среднемесячная номинальная заработная плата в Красноярске выросла в 6,7 раза (с 4 287 до 28 777 рублей). Даже если говорить о том, что номинальная и реальная заработная плата - разные вещи, факт остается фактом - доходы населения увеличились. А ставки налога остались на прежнем уровне. При этом, как показал анализ, и такая небольшая нагрузка распределена очень неравномерно. Люди, владеющие дорогой недвижимостью, платят по ставке в размере 0,301 процента. Понятно, что для граждан с высоким уровнем дохода подобные траты - капля в море. Исходя из этого была разработана шкала налогообложения, при которой нагрузка на собственников элитного жилья, а также на тех, кто владеет несколькими объектами недвижимости, будет значительно выше, нежели у рядовых граждан.

Надо сказать, что налоговой базой является не рыночная, а инвентаризационная стоимость домов и квартир. А она существенно ниже. Сегодня более 79 процентов красноярцев - плательщиков налога владеют имуществом с инвентаризационной стоимостью до 300 тысяч рублей. Для них налоговая нагрузка в соответствии с предложениями департамента изменится на 1 процент. Иначе говоря, увеличится на три рубля в год. Так что подавляющее большинство собственников жилья попросту и не заметит повышения налога. Для тех, кто владеет недвижимым имуществом инвентаризационной стоимостью от 300 до 500 тысяч рублей и от 500 до 1 миллиона рублей (а таких в городе 17,6 процента от общего количества собственников) нагрузка возрастёт соответственно на 18,8 и 16,3 процента. Это конечно, больше, чем у первой категории, но вполне подъёмно. А вот для богатых и сверхбогатых собственников жилья, коих в Красноярске всего 957 человек, налогообложение увеличится многократно - от 3,32 до 6,64 раз. Таким образом, новая шкала налога на имущество физических лиц решает не только фискальные, но и социальные задачи.

Конечно, одним налогом на имущество не решить серьёзнейшей проблемы глубокого имущественного расслоения. Но, как пояснил Игорь Верёвкин, позиция муниципалитета в этом вопросе совпадает с основными направлениями налоговой политики РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Речь идёт о планируемом введении налога на недвижимость, где также предполагается установить повышенную ставку для владельцев дорогих квартир и особняков. Таким образом, предложения администрации города, если они будут приняты, смогут подготовить почву для грядущих налоговых изменений.

Действующие и предлагаемые ставки налога на жилое имущество

Инвентаризационная стоимость (тыс. руб.)

Действующая ставка налога (%)

Предлагаемая ставка налога (%)

До 300

0,099

0,1

От 300 до 500

0,101

0,12

От 500 до 1000

0,301

0,35

От 1000 до 2000

0,301

0,4

От 2000 до 3000

0,301

0,5

От 3000 до 5000

0,301

1

Свыше 5000

0,301

2

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА