Новости
Особых в школу не берут
Где учиться ребенку-инвалиду
Елена Нига говорит: «Характер у меня такой, я плохого не помню». Хотя три года назад, когда женщина искала в Красноярске школу, которая согласилась бы принять в первый класс её сына, пришлось нелегко. Елена объехала несколько учебных заведений, прежде чем нашла понимание у директора гимназии № 11. Руководитель согласилась: если учительница возьмет.
Сын у Елены - ребенок особенный, из-за детского церебрального паралича передвигается на коляске. А таких учеников практически не встретишь в красноярских школах. Хотя, как говорит Елена, потихоньку ситуация меняется в лучшую сторону. Если раньше родителям детей с ограниченными возможностями, желающим получать знания в общеобразовательной школе с обычными ребятишками, сразу говорили: «Это невозможно», сейчас решение отдаётся на откуп классному руководителю.
И всё же пока пример сына Елены - Радика Нига скорее исключение из правил. В Красноярской организации родителей по защите прав детей с ограниченными возможностями «Открытые сердца», президентом которой является Елена, состоит более 300 семей, из них только восемь особенных ребятишек учатся в общеобразовательных школах города. Остальные предпочитают домашнее обучение.
- Конечно, это безумно мало, - признаёт Елена Нига. - Но я рада, что хотя бы эти дети учатся. Ведь устроить и возить ребёнка в школу - большой труд.
Сама Елена решила сразу социализировать сына. Он посещал общий детский сад, а затем пошёл в школу. Мама, проехав несколько образовательных учреждений, попросила директора гимназии: «Разрешите попробовать хотя бы две недели. Если будут сложности, уйдём на домашнее обучение». Чтобы не возникало лишних вопросов, Елене пришлось выступить перед родителями класса, куда определили Радика, а затем постоянно сопровождать сына в класс. Говорит: сначала дети настороженно относились к её ребенку, но когда поняли, что он отличный товарищ по играм, колёса ушли в сторону. Радик уже идёт в четвертый класс. Он стал более активным, лучше говорит, чтобы его понимали друзья.
- Оглядываясь назад, понимаю, что это было правильное решение, - говорит Елена Нига. - даже не представляю, как могла бы лишить ребенка общения. Малыш должен ходить в детских сад, школу - пусть даже несколько раз в неделю, но он должен знать своих одноклассников. Когда-то давно мы пришли с Радиком в детский сад познакомиться. Он посмотрел и говорит: «А где здесь регистратура?». Тогда я поняла, что мой ребёнок кроме больниц ничего не знает. И мне стало стыдно, что с лечением и подгонкой ребёнка под норму я забыла о самом главном - о его возможности иметь друзей. Сын был безумно счастлив, когда ребята из школы позвали его в гости, а потом приехали в гости к нему. Эти радостные моменты - та сила, которая толкает вперёд.
Сегодня всё держится на родительской инициативе, но скоро всё должно измениться. В июне 2012 года президент России подписал указ о «Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года», в нём огромное внимание уделяется гарантировании прав на образование особенным ребятишкам. Кроме того, уже в сентябре на территории России вступит в силу конвенция о правах инвалидов. Как говорят специалисты, ничего нового эти нормативные акты не говорят, всё уже отражено в разных законах, изменятся лишь подходы к предоставлению обещанных инвалидам гарантий. Например, конвенция говорит о том, что отныне образование особенных ребятишек должно стать интегрированным, или инклюзивным. То есть дети-инвалиды будут учиться в общеобразовательных школах вместе с обычными малышами. Но готовы ли к этому школы и само общество Красноярского края?
Особые дети хотят учиться вместе с обычными ребятишками в школах, но учителя к этому не готовы ни морально, ни технологически.
- У нас только зарождается система инклюзивного образования, - сказала на педсовете, предшествующем открытию нового учебного года, начальник отдела специального образования и воспитания краевого министерства образования и науки Мария Шуранова. - В 2012 году на территории края обучались 16 133 ребенка с ограниченными возможностями. В общеобразовательных школах училось 2 416 человек, в коррекционных - 2022. Но есть категория детей, которые по медицинским показаниям оказались вне системы образования. Родители сами обучают этих ребятишек.
Как говорит Мария Шуранова, большинство особенных ребятишек сегодня учатся всё же дома, в школу не приходят. И всё потому, что даже в половине школ края не создана безбарьерная среда для инвалидов.
- Архитектурная и техническая среда школ не адаптирована для приёма детей-инвалидов, - считает Мария Шуранова. - В новых школах пандусы и поручни имеются, а в старых - нет.
Впрочем, это не единственное препятствие для получения образования особенными ребятишками в обычных школах. Например, ни в одном нормативно-правовом акте не сказано, что для инвалида школа должна разработать индивидуальную программу обучения. А под общие стандарты такой ребёнок не подходит.
- Обычные дети легко укладываются в стандарты, формы, правила, а наши - нет, - говорит президент общественной организации «Открытые сердца». - Работа с ними всегда индивидуальна.
Хромает и подготовка педагогов. По информации министерства образования, учителя общеобразовательных школ, к которым в класс приходят особенные дети, технологически не готовы с ними работать. К тому же они практически не обеспечены учебными пособиями. Учебники для педагогов даже не разрабатывались.
- Несмотря на то, что в штатное расписание практически каждого общеобразовательного учреждения у нас введены психологи, логопеды, дефектологи, в городе работают центры медико-социального сопровождения, консультативные клубы, школы не могут принять ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, - рассказывает главный специалист управления образования администрации Ачинска Надежда Сенникова. - И все потому, что педагоги не готовы работать с разными категориями детей одновременно, не умеют обращаться со специальным оборудованием. В этом году благодаря городской программе в один из детских садов мы приобрели поручни, столы и стульчики для особых детей. Но они так и не установлены - никто не знает, как их правильно расположить.
Хотя для Ачинска обучение инвалидов в общеобразовательных школах - очень актуальная тема. Как говорит Надежда Сенникова, администрация города буквально погрязла в судах с родителями, которые требуют соблюдения прав их особых детей. Но администрация только руками разводит: кроме неготовности педагогов, местные учебные заведения имеют слабую материально-техническую базу для обеспечения доступности школ, а денег на её поправку выделяется очень мало. На обычные поручни не хватит.
Проблемы необходимо решать по мере их поступления, считает мама ребёнка-колясочника Елена Нига. Главное, чтобы малыша приняли в первый класс, а там уже на месте станет ясно - где требуется устроить пандус для ученика-инвалида, а где прикрепить поручень и оборудовать место для расслабления мышц.
- В этом случае не тратятся лишние деньги, - уверяет мама. - Коммерческая экономичность должна лечь в основу организации доступной среды.
Сама Елена считает дополнительной реабилитацией ребёнка его путешествие по лестнице на второй этаж, кроме того, справиться с высотой Радику помогают одноклассники. Но бывают и другие ситуации, в которых инвалиду требуется тьютор.
В Красноярском крае существует, пожалуй, единственная общеобразовательная школа, которая сумела органично вписать в учебный процесс особенных ребятишек. Находится она в Заозёрном.
- Девять лет назад мы объявили в своем городе, что принимаем в школу всех детей, независимо от того, какие у него проблемы со здоровьем, - рассказывает директор средней школы № 1 Заозерного Ирина Крук. - Наверное, это была авантюра, потому что у нас не было ни специалистов, ни инфраструктуры для работы с особенными детьми. Но мы поняли одну вещь: дети-инвалиды, живущие на территории нашего маленького городка, никогда не уедут в другое место, они очень привязаны к родителям, им требуется помощь, а значит - учиться должны здесь.
Сейчас из 1 100 школьников 156 с умственной отсталостью, 32 ребёнка-инвалида, четверо из них колясочники. Сейчас люди приезжают в Заозерный из других населённых пунктов, чтобы определить особого ребёнка в общеобразовательную школу. По словам директора, сегодня в её учебном заведении существуют и поручни, и расширенные проёмы для колясок, и оборудованные кабины в туалетных комнатах, и места для отдыха больных сколиозом. При этом специального финансирования школа не имеет. Все приспособления сделаны руками местных жителей и педагогов.
- Все это не требует больших финансовых затрат, - считает Ирина Крук. - Главное - желание педагога работать с особыми детьми. Если ребёнка примет учитель, к нему хорошо будут относиться и обычные школьники.