Новости
Диксон не сдали
Моряки дали мощный отпор фашистам на Севере
«Бегут, как гурт оленей, за которыми гонится стая полярных волков» - подумал капитан парохода «Полярный» Николай Балакин, наблюдая в бинокль за караваном судов, появившихся на горизонте. Сблизившись, он узнал флагман, ледорез «Ф. Литке», вооруженный орудиями и спаренным пулемётом. Что-то случилось серьёзное, решил Николай Николаевич. Однако узнать возможности нет: включать радиостанцию на передачу в территориальных водах тогда, в августе 1942-го, было категорически запрещено. Только через десять дней, после возврата в Дудинку, он получил полную информацию о случившемся …
Ледокольный пароход «А. Сибиряков» вышел в свой последний рейс из Диксона 24 августа 1942 года. На борту 567 тонн груза - снабжение и материалы для полярных станций, 420 тонн угля. Кроме экипажа - 32 человека, на судне находились команда краснофлотцев, несколько групп зимовщиков, строители.
В 13 часов 17 минут у острова Белуха ледокольный пароход обнаружил большое военное судно. Начались взаимные вопросы о принадлежности, цели плавания. Военный корабль назвался крейсером «Тускалуза» и поднял американский флаг. Одновременно он требовал сведения о ледовой обстановке и нахождении караванов. После двадцатиминутных переговоров незнакомец передал семафором: «Застопорить машины! Спустить флаг!». Командир нашего парохода старший лейтенант Анатолий Качарава понял, что придётся принять сражение, и направил судно навстречу кораблю. Бой был неравным и скоротечным. Тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер» (а это был именно он) обрушил на ледокольный пароход всю мощь своих орудий. Поставленная дымовая завеса не помогла, и командир отдал команду: «Открыть кингстоны, спускать шлюпки». Первая шлюпка с женщинами потоплена прямым попаданием снаряда. Вторая с 19 моряками и раненым, потерявшим сознание командиром, попадает в плен к фашистам.
Во время неравного сражения радиостанция «А. Сибирякова» открытым текстом передавала информацию о ходе боя. На немецком крейсере включили систему радиопомех, однако на всех судах, полярных станциях, а также на Диксоне радисты приняли тревожное сообщение.
Командир крейсера «Адмирал Шеер» капитан I ранга Меендсен-Болькен чувствовал себя после выигранного боя неуютно. В Арктике он был не новичком, пройдя в 1940 году на замаскированном под гражданское судно военном корабле весь Северный морской путь с Востока на Запад. Однако в этом плавании фортуна явно отвернулась от него. После выхода из Нарвика 16 августа 1942 года в сопровождении четырех миноносцев и пяти бомбардировщиков немецкий крейсер взял курс на мыс Желания. Накануне посланные к Новой Земле самолёты ледовой разведки вернулись ни с чем: помешала низкая облачность и туман. Теперь приходилось идти вслепую. Встреча в условленном месте с подводными лодками для получения сведений о конвоях и ледовой обстановке, а также для дозаправки субмарин окончилась потерей двух гидросамолётов. Бортовой самолёт-разведчик ещё раньше потерпел аварию. Оставшись без глаз, крейсер неожиданно для себя ночью 18 августа обнаружил пароход «Фридрих Энгельс», возвращающийся из одиночного плавания в Нью-Йорк. С парохода рейдер был тоже обнаружен, но не опознан. В журнале эта встреча отмечена, однако в штаб Западного сектора Арктики капитан ничего не сообщал по причине всё того же «радиомолчания». А тут встреча с этим судёнышком и позорный бой. После сражения крейсер берёт курс на Диксон: высадить десант и уничтожить порт и базу, дабы выполнить основной приказ рейха - нарушить советское судоходство на севере.
Получив сообщение от «А. Сибирякова», в Диксоне спешно начали готовиться к встрече с нежданным гостем. Женщин и детей эвакуировали. На острове и в порту создали противодесантные дружины. Документацию всех служб переправили в заранее приготовленное место в тундре и замаскировали.
Всем судам было предложено уйти на устье Енисея, и бухта непривычно опустела. Однако в начале ночи в неё зашёл пароход «Кара», имевший на борту 250 тонн взрывчатки, и ошвартовался у внутренней стенки причала. На внутреннем рейде порта стал на якоре вооружённый пароход «Революционер». А у наружной стенки причала находился ледокольный пароход «Дежнев» - СКР-19. К вечеру 26 августа был готов к бою и 93-й артиллерийский дивизион в составе трёх батарей.
Крейсер «Адмирал Шеер» был обнаружен на подходе к Диксону в час ночи 27 августа. Корабль подошёл к проливу Вега, лёг в дрейф и развернул свои огневые средства в сторону порта, посёлка и острова. В вахтенном журнале парохода «Дежнев» - СКР-19, что сохранился в центральном военно-морском архиве, остались такие записи:
«27 августа. Бухта Диксон
1 час 35 мин. - из-за мыса бухты Хаймен показался линкор.
1 час 37,5 мин. - линкор открыл огонь.
1 час 38 мин. - открыли огонь по линкору.
1 час 39 мин. - открыла огонь береговая батарея.
1 час 41 мин. - отмечено попадание береговой батареи по юту линкора, где вспыхнул пожар. Отмечено попадание по линкору в районе док-мачты.
1 час 45 мин. - продолжаем вести огонь… Ставим дымзавесу. Линкор разворачивается на внешнем рейде.
1 час 46 мин. - прекратили огонь. Корабль закрыт дымзавесой…
1 час 48 мин. - линкор прекратил обстрел рейда Диксона…»
На СКР-19 заранее объявили тревогу. А после того как сигнальщик с марса доложил, что видит силуэт крупного военного корабля, старпом скомандовал отдать швартовы, идти на сближение и открыть огонь. Хотя мощь орудий немецкого крейсера значительно превосходила возможности нашего судна, вражеский корабль был поставлен в положение обороняющегося, и это во много раз ослабило эффективность его огня. В коротком бою больше всех пострадал СКР-19 и его экипаж. Получили ранения 30 человек, погибли пять моряков, двое умерли на пути в больницу. На других объектах Диксона, которые подверглись огню противника, потерь не было.
Так, благодаря мужеству моряков была провалена строго засекреченная операция «Вундерланд», которая должна была нарушить советское морское судоходство в Северном Ледовитом океане. Диксонский метео- и радиоцентр устойчиво держал связь с караванами и отдельными судами по всей трассе Северного морского пути, обеспечивая полной информацией о погоде и ледовой обстановке.