Новости

Двенадцатый, ко мне

Двенадцатый, ко мне

О невидимой связи вещей и людей

Первые венгерские автобусы фирмы «Икарус», появившиеся в Красноярске в начале 80-х годов прошлого века, произвели на горожан ошеломляющее впечатление. Красно-белые красавцы поражали небывалым уровнем комфорта и веяло от них чем-то не нашим, заграничным. Они мгновенно стали символом престижности и причастности их пассажиров к красивой жизни.

Именно поэтому, когда в 1982 году опытному водителю Красноярского пассажирского автотранспортного предприятия № 7 Василию Заворотнюку руководство предложило взять под своё управление новенький «Икарус», он расценил это как награду. Тем более что отметить его и так собирались. По всем заслугам Василию Леонидовичу был положен Орден Трудовой Славы. Вот только Заворотнюку эту награду так и не вручили - беспартийному не положено. Вместо ордена дали новый автобус. А ещё через несколько лет присвоили звание «Ветеран труда».

Трудиться 71-летний мужчина продолжает до сих пор - на том же «Икарусе» собирает на работу и развозит по домам других водителей. Как говорят в департаменте транспорта администрации Красноярска, такие кадры очень ценны для нашего города. Для нынешних водителей это лучший пример верности долгу и профессии.

Но вернёмся в далёкий 1982 год. Поставка в Красноярск двух десятков туристических «Икарусов» была тогда приурочена к V зимней Спартакиаде народов СССР. Всесоюзные соревнования стали большим событием для краевого центра: в городе заранее строили невиданные спортивные объекты, приобретали новое оборудование, в том числе и машины. 30 лет назад, 26 августа, Василий Заворотнюк впервые вывел суперсовременный «Икарус» на улицы города. И начались у него самые ответственные поездки - то польскую делегацию надо на Красноярскую ГЭС отвезти, то целый десант знаменитейших советских артистов в аэропорту встретить. Истории при этом происходили самые примечательные.

- Я сам со времён армии не курю и никогда никому не разрешал этого делать в автобусе, несмотря на чины и звания, - рассказывает Василий Леонидович. - И вот как-то посетили Красноярск известные артисты. Да что там, настоящие звёзды - Николай Крючков, Николай Рыбников и с ними много ещё кто, всех не упомнишь. Сопровождал их знаменитый комментатор Николай Озеров. В одно утро мне нужно было забрать эту группу из гостиницы и отвезти в аэропорт. Все пассажиры расселись по своим местам, Озеров занял место экскурсовода. Через некоторое время чувствую запах - кто-то курит прямо в салоне. Смотрю в зеркало - так и есть - Николай Афанасьевич Крючков смолит сигарету и с ним ещё несколько человек!

В таких случаях Василий Леонидович всегда поступал просто. Подъезжал к обочине, останавливал автобус и открывал двери. Потом вежливо просил курильщика выйти на улицу, чтобы он докурил свою сигарету, папиросу, трубку. Только после этого пассажир мог вернуться в автобус и продолжить путь. Так поступил Заворотнюк и в этот раз.

Опытный водитель искренне считает, что зажжённая сигарета в салоне - это не только неудобство для других пассажиров, но и неуважение к его автобусу. А потому курильщиков просит выйти.

Сначала Крючков напрягся, и по его виду было похоже, что он готов скандалить. Но тут подоспел Николай Озеров с увещеваниями, и ситуация мирно разрешилась - остальные артисты тоже решили выйти на воздух и устроить перекур.

Василий Леонидович искренне считает, что зажжённая сигарета в салоне - это не только неудобство для других пассажиров, но и неуважение к его Двенадцатому. Именно так он именует свой «Икарус», на котором проработал уже 30 лет.

- Если в дороге меня не просят включить радио, то я его и не включаю - слушаю, как автобус идёт, разговаривает со мной, - делится Василий Леонидович. - А когда прихожу утром, то всегда здороваюсь с ним. И вы знаете - в этом есть смысл. Я заметил - серьёзную неисправность могу почувствовать заранее. Но это никакая не мистика, а доскональное знание своей машины. Хотя происходило и невероятное.

Пожилой водитель сразу оговорился, что за такие истории инженер по технике безопасности по головке не погладит, но да дело давнее, доперестроечное. Однажды после напряжённого рабочего дня наш герой и его коллеги на других автобусах припарковались возле той же гостиницы «Октябрьская». В Красноярске проходило какое-то мероприятие, было много делегаций, и надо было дождаться дальнейших распоряжений. Водители вышли из машин, собрались в кружок перед автобусами. Минут через 10 появился начальник, с тем чтобы закрыть путевые листы и распустить всех по домам. И тут Василий Леонидович, находясь в шутливом настроении, возьми, да и скажи: «Вот сейчас скомандую Двенадцатому «ко мне», он и подъедет». Мужики закивали, мол, давай.

- Я встал перед ним в метрах 15 и говорю: «Давай, дорогой, ко мне», - рассказывает Василий Заворотнюк. - И тут знаете, вот не раньше и не позже, он взял и на меня начал катиться. Хотя перед этим 10 минут стоял на месте, никто его не трогал. Я, конечно, сразу запрыгнул в кабину и поставил его на ручной тормоз, что должен был сделать с самого начала. Но впечатление это событие произвело на всех огромное.

Прощаясь с Василием Леонидовичем, интересуемся - что держит его до сих пор за баранкой? Ведь мог бы, обладая массой свободного времени, возиться с внуками, наслаждаться огородничеством. Ответ был ожидаемый - хочется ещё активной деятельности, чувствовать свою нужность. Да и Двенадцатого жалко. Уйди Василий Заворотнюк на пенсию - автобус спишут на металлолом. А он ведь ещё может походить по улицам города.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА