Новости

В коллектор полезли роботы

В коллектор полезли роботы

В поиске канализационных врезок

Сегодня жители правобережья, которые неоднократно жаловались на зловоние, доносящееся с набережной Енисея, уже не чувствуют неприятных запахов. По поручению главы города Эдхама Акбулатова проведены очистные работы на берегу реки, убраны небезопасные металлоконструкции и найден источник загрязнения - пруд-отстойник, который расположен на территории завода «Красмаш». Рабочая группа путём анализа проб воды определила, что фекальные воды попадают в ливневой коллектор именно отсюда. Состав примесей от пруда до выхода воды в реку оказался полностью идентичным.

- В советское время строители в рациональных целях запитали пруд для технологических нужд завода и ливневую канализацию в один коллектор, - рассказывает заместитель руководителя управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Наталья Морозова. - Теоретически вода, используемая для технологических нужд завода, не должна сильно отличаться от обычной дождевой воды. Но по факту всё оказалось иначе. После лабораторных анализов мы решили провести эксперимент: на две недели отключили прудок от ливнёвки и повторно взяли пробы. На этот раз анализ показал, что вода стала прозрачная и чистая, исчезли всякие примеси и плёнки, и даже донные насаждения с водорослями куда-то испарились вместе с неприятным запахом. Это произошло благодаря тому, что прекратился поток органики, и водоёмы стали самоочищаться.

Казалось бы, источник загрязнения найден. Однако Красмаш полностью отрицает свою вину, заявляя, что сбрасывает в ливнёвку только разрешённые воды.

- Наш завод выступает заложником ситуации, потому что пруд-отстойник, расположенный на его территории, принимает воды с южной части правого берега Красноярска и с ливневых выпусков других предприятий, - рассказывает главный инженер ОАО «Красмаш» Михаил Янкилевич. - Для решения проблемы необходимо определить собственника промышленно-ливневых коллекторов до насосной станции и после неё. Мы сами заинтересованы в этом, поскольку на данный момент вынуждены принимать чужие стоки.

Действительно, проведённые анализы технических вод, выпускаемых с завода в пруд, показали, что они соответствуют всем предельно допустимым нормам. Более того, по словам специалистов, такое качество воды, какое спускает предприятие, предъявляется для рыбных хозяйств. Поэтому говорить о том, что на Красмаше нарушен технологический процесс, нельзя. Но откуда тогда в пруд попадают фекалии?

- По первоначальным сведениям, в этот пруд попадали стоки только четырёх предприятий: Красмаша, «Бирюсы», Сибстали и Сибтяжмаша, - рассказал первый заместитель главы Красноярска Владимир Часовитин. - Все анализы показали, что они не могут являться загрязнителями. Рабочая группа провела обследование прилегающей территории, и был обнаружен ещё один коллектор, врезанный в ливнёвку. Через него тоже поступает большое количество воды в пруд на территории завода. По предварительным данным, стоки имеют органическое происхождение. Это даёт нам основание говорить о том, что именно этот коллектор является основным загрязнителем реки.

Но чтобы установить, кто же сбрасывает фекальные воды через него, по словам Владимира Анатольевича, необходимо опустошить трубу и пустить в неё специального робота. Уже дано поручение насосным станциям начать откачку.

В Енисей в течение непродолжительного периода вновь начнут поступать запрещённые стоки. Это вынужденная мера, поскольку администрации необходимо установить все незаконные врезки, которые имеются в коллекторе. После этого прекратится несанкционированный сброс фекальных вод, и появится возможность взыскать с виновника понесённый экологический ущерб. Все работы должны быть проведены уже на этой неделе. Когда специалисты установят заглушки, пруд Красмаша вновь начнёт спускать свои воды.

Однако это не даст гарантии, что какой-нибудь недобросовестный предприниматель или гражданин вновь не захочет врезаться в ливнёвку.

- Необходимо понимать, что этот коллектор не ведёт к очистным сооружениям, - говорит Владимир Часовитин. - Всё, что через него сбрасывается, попадает прямиком в Енисей. А туда должна поступать только чистая вода. В городе за водоотведение взимается плата, есть эксплуатирующая организация, которая следит за сетями. Любые врезки должны проходить согласование. Нарушение процедуры влечёт за собой привлечение к ответственности.

В ОАО «Краском» нам сообщили, что обследование этого коллектора проводили ещё семь лет назад, и уже тогда находили незаконные врезки, на которые устанавливались заглушки. Тогда же администрация города намеревалась реализовать проект по прокладке канализационной сети до ближайшего очистного сооружения, чтобы вода не поступала прямиком в Енисей. Но расчёты показали, что на эту задумку требуется вложение больших денежных средств, поэтому на время от неё решили отказаться.

На данный момент канализационный сток обслуживается по муниципальному контракту. Он до сих пор считается бесхозяйным, однако проводятся работы по его постановке на учёт.

- Случаи несанкционированных сбросов и сливов существуют даже с обычными сетями, которые официально принадлежат городу, - рассказывает пресс-секретарь ОАО «Краском» Татьяна Лукина. - Под покровом ночи подъезжают машины, открывают крышку канализационного колодца и сливают туда какую-нибудь химическую гадость. И когда она доходит до очистных сооружений, то от неё порой даже гибнут бактерии, очищающие воду. Безусловно, каждый случай незаконного слива мы регистрируем, устанавливаем виновников, взыскиваем понесённый ущерб. Но проблема ведь заключается не в охране коллекторов, а в том, что граждане живут в городе и сами же его загрязняют.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА