Новости
Милый Маль
Игра полутеней, пара, выражающая чувства пожиманием рук, сцены на водяной мельнице и чудном мостике, поцелуи крепко сжатыми губами и целомудренно обнаженные плечи... Это, пожалуй, и всё, чем описывается любовь двух людей в фильме культового режиссёра Франции Луи Маля «Любовники». На взгляд нынешнего искушенного зрителя, мало, очень мало рассказывает и показывает режиссёр чувственной любви. Но когда это кино только вышло в прокат (в 1958 году), во Франции разразился скандал, ведь главная героиня - замужняя женщина пренебрегла буржуазными устоями и вся отдалась любви со случайным знакомым.
Фильм «Любовники» стал центральным показом на фестивале французского кино, который открылся в Красноярске 14 сентября. Гость мероприятия - прибывший из Москвы историк кино и кинокритик Виктор Зацепин был откровенно удивлён и порадован: в Сибири смотрят и любят «иное» кино.
Как оказалось, засилье «ходячих мертвецов» (как называют актёров современных блокбастеров кинокритики) на экранах наших телевизоров и коммерческих кинотеатров не убило в красноярцах желания не просто смотреть, но и размышлять, сочувствовать и сопереживать героям, живущим на экране. В нашем городе несколько лет назад открылся обновлённый «Дом кино», где можно увидеть эксклюзивные фильмы, артхаус, авторское документальное кино, а также фестивальное - отечественное и зарубежное. Именно здесь при поддержке администрации Красноярска и Фонда Михаила Прохорова уже три года проходят фестивали национального кино.
- Мы уже видели итальянское, польское, испанское и скандинавское кино, настал черёд французского, - сказала на открытии фестиваля исполнительный директор Фонда Михаила Прохорова Оксана Дайнеко. - Спасибо, что выбрали искусство.
Фильмы французского режиссёра Луи Маля, которые на этот раз целую неделю смотрели красноярцы, иначе как экзистенциональным кино не назовешь. Это на поверхности лежит обычная история обычных людей. А в глубине - буря чувств, сарказма и философского размышления о той или иной ситуации, происходящей в жизни отдельного человека и страны в целом.
- Я считаю, что ретроспектива фильмов Луи Маля - знаменательное событие для города, - сказал заместитель главы города - руководитель департамента социальной политики администрации Красноярска Владимир Упатов. - Мы с вами окунаемся в атмосферу французского кино. А это очень интересно, если учесть, что Франция была колыбелью мирового кинематографа.
Фестиваль французского кино сегодня закрывается. Но показы национальных фильмов на этом не прекратятся. Как говорят организаторы, следующая программа готовится на декабрь этого года.
Именно в Красноярске многие любители киноискусства узнали Луи Маля как самостоятельного режиссёра. До сих пор он мог быть известен широкой публике как ассистент путешественника Жака Ив Кусто. Вместе они сняли документальный фильм «В мире безмолвия», получивший «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь». Уже позже Кусто называл своего бывшего ассистента лучшим оператором подводных съёмок из всех, с кем ему доводилось работать. Но Луи Маль показал себя не только хорошим оператором, но и отличным режиссёром. В 25 лет он снял два потрясающих фильма о любви - запретной, но настоящей, - «Лифт на эшафот» и «Любовники».
- А у Маля все фильмы про любовь, - говорит Виктор Зацепин. - Про то, что она бывает разная, но она есть. Это сквозная тема в творчестве режиссёра. Например, в «Любовниках» женщина, несчастная в браке, пытается завести любовника, но полюбить его ей так и не удается. И наконец она находит настоящую любовь, бросает и мужа, и прежнего любовника, уезжает с человеком, пробудившим её чувства. Представьте, каким шоком это было в 1958 году для французов, которые много чего понимают в любви. Это удар по патриархальным ценностям. А счастливый конец этой драмы и вовсе произвёл в обществе эффект взрыва. А «Лифт на эшафот», где любовник пытается убить мужа своей возлюбленной, показывает, что любовь требует определённых усилий. Даже чтобы соединиться двум возлюбленным, необходимо разработать план убийства опостылевшего мужа.
Фестиваль в Красноярске можно было бы назвать ретроспективой скандального французского кино, ведь каждое произведение Луи Маля в прошлом веке вызывало массу споров, а сегодня - противоречивое отношение к героям.
Впрочем, эта противоречивость персонажей, которых на экране воплощают тщательно, с любовью подобранные актёры, - главная изюминка фильмов Маля. Здесь не встретить только злых или добрых, плохих или хороших героев, все они прекрасные люди, но с какой-нибудь червоточинкой. В фильме «Милу в мае», который открыл фестиваль национального кино в Красноярске, каждый из персонажей, собравшихся на похороны почившей бабушки, порой совершает такие поступки, что зритель оказывается в ступоре: ангел этот герой или демон?
- Интересно следить за людьми, динамикой развития сюжета в фильмах Маля, - делится впечатлениями Виктор Зацепин. - В них есть мораль, но автор не читает её зрителю, как в некотором русском кино. Личные амбиции режиссёра человеку совершенно неинтересны. Нужно уметь рассказать историю.
Историк кино задаётся вопросом: почему другие режиссёры не умеют подбирать актёров, выстраивать сцену и снимать фильм так же, как и Луи Маль? Почему у бывшего ассистента Кусто нет ни одного деревянного персонажа, все живущие на экране люди живые? И почему в России лучше получаются фильмы про смерть, а не про любовь? Как говорит Виктор Зацепин, «над этим интересно подумать». Но есть ли ответы на эти непростые вопросы? Нет их, и неизвестно, будут ли.
С показа фильмов Маля зрители выходили с добрыми чувствами - кто-то продолжал досмеиваться острой фразе, кто-то называл кино милым. Именно такой этот режиссёр - милый Маль. Смешной и курьёзный, как в фильме «Зази в метро», чувственный и ироничный, как в «Милу в мае», «Лифте на эшафот» и «Любовниках», печальный и противоречивый, как в «Лаком Люсьен» и «До свидания, дети». В его фильмах, так же как у Чехова, каждая деталь имеет значение и несёт свой смысл. Да и сюжеты кино этого француза очень напоминают произведения русских классиков, которые говорили о наступлении нового на старую обыденность и раскрывали сложную женскую душу. Раньше такое кино называли авторским.
- Сегодня этот термин стёрся и потерял остроту, - считает Виктор Зацепин. - Тем не менее осталось кино, в которое режиссёром заложено какое-то послание, зрительское кино (а не коммерческое), кино, в котором рассказана история. Так, как это умеет делать Луи Маль.