Бизнес
Тонкости купли-продажи автомобиля с пробегом в Красноярске
По статистике, весной люди чаще задумываются о покупке автомобиля.
По статистике, весной люди чаще задумываются о покупке автомобиля. Процедура эта проста только на первый взгляд: выбрал-оплатил-поехал. На деле же покупателей могут сопровождать трудности. Особенно это касается приобретения машины на вторичном рынке. Аналитики подсчитали, что автомобили с пробегом сегодня покупают в три-четыре раза чаще, чем новые. Поэтому нашу рубрику “Важно знать” сегодня мы посвящаем тонкостям купли-продажи подержанного автомобиля.
Тонкости договора
Бланк договора купли-продажи можно скачать в Интернете.
Главное — проверить правильность указания в документе имени, фамилии, отчества продавца, адреса регистрации и паспортных данных, марки и модели автомобиля, его идентификационного номера (VIN), цвета и года выпуска, иной информации, содержащейся в паспорте транспортного средства. Данные, указанные в договоре, должны совпадать с данными, указанными в паспорте автомобиля.
В договоре предусмотрите обязанность продавца передать вам автомобиль со всеми его принадлежностями и техническими документами, имеющими отношение к автомобилю. Кроме того, пропишите, что продавец гарантирует: на момент продажи автомобиль находится в нормальном техническом состоянии и пригоден для использования по назначению.
По желанию можно более подробно описать характеристики текущего технического состояния автомобиля.
Стоит также указать, что продавец до заключения сделки заверил покупателя об отсутствии каких-либо обременений в отношении автомобиля, что права и правопритязания третьих лиц, а также аресты и залоги отсутствуют.
Укажите полную стоимость автомобиля. В случае расторжения договора, признания сделки недействительной вы сможете рассчитывать на возврат только той суммы, которая была указана в договоре. Обязательно получите и сохраните расписку продавца о том, что деньги получены в полном объёме.
Выходим на сделку
В период между предварительным осмотром и сделкой “пробейте” авто на юридическую чистоту по взятым у хозяина данным через интернет-сервисы.
Первая и самая главная база — это база ГИБДД. Чтобы получить информацию о машине, достаточно зайти на официальный сайт ГИБДД и перейти в раздел “проверка автомобиля”. Вбив VIN-код, можно проверить машину на предмет нахождения её в розыске, а также наложения иных ограничений на регистрационные действия с приобретаемым вами транспортным средством.
Вторая база — это база судебных приставов. Чтобы узнать дополнительную информацию о человеке, продающем машину, необходимо обратиться к помощи официального сайта. Информация из этой базы позволит выяснить, возбуждено ли дело на продавца машины по причине каких-либо долгов, в том числе и по кредитным обязательствам.
Третья база — база Федеральной нотариальной палаты, куда заносятся машины, находящиеся в залоге. Точно так же, вбив VIN-код, можно узнать, не числится ли автомобиль в залоге.
Важно!
VIN — это идентификационный номер автомобиля, состоящий из 17 знаков, включающий в себя буквы английского алфавита и арабские цифры. Этот код является уникальным для каждой машины.
Как не купить залоговый автомобиль
В красноярском ГИБДД рассказали, что самая распространённая проблема при покупке автомобиля с пробегом — его возможное обременение.
Обезопасить себя от покупки залогового автомобиля в рамках действующего законодательства невозможно, но при возникновении проблем с купленным автомобилем нужно быть готовым защищать свои права и знать, к кому предъявлять требования по возврату денег за купленный автомобиль.
Инспектор отделения по пропаганде БДД ОГИБДД МУ МВД России “Красноярское” старший лейтенант полиции Константин Алексеев дал советы, как себя обезопасить.
На примере приобретения автомобиля с пробегом у перекупщика.
1) Для начала потребуйте копию паспорта “перекупа”
В случае возникновения проблем будете знать подробную информацию про лицо, продавшее вам автомобиль, и на кого будете писать заявление в полицию и иск в суд.
2) После составления договора купли-продажи попросите перекупа проехать на указанном автомобиле до ближайшего отделения МРЭО ГИБДД для перерегистрации автомобиля на своё имя.
Если автомобиль “чистый” и продавец не переживает за него, он без проблем поедет с вами, так как это его заработок. Если же будет придумывать причины, чтобы не ехать, стоит задуматься, что что-то с автомобилем не так.
3) Не передавайте деньги перекупу сразу после составления договора купли-продажи до момента переоформления.
Пока у вас на руках не будет документа на автомобиль, который зарегистрирован на ваше имя, никогда не передавайте деньги. Если перекуп получит деньги от вас, то его ничего не будет останавливать, он точно не поедет с вами в ГИБДД для проверки автомобиля.
4) После переоформления потребуйте расписку с указанием реально переданной суммы перекупу и после её получения передайте деньги продавцу.
В договоре купли-продажи чаще всего указывают сумму покупки около 30 000 рублей, чтобы избежать уплаты налогов. Сумма покупки, как правило, намного больше, поэтому в случае обращения в суд, согласно написанной расписке, вы можете потребовать возврата денег на сумму, указанную в ней. В противном случае можете рассчитывать на сумму, указанную в договоре купли-продажи.
Первая встреча
Автоюрист Илья Кулик советует при первой встрече оценивать не только машину, но и продавца:
“При встрече интуитивно оцените хозяина, если он не внушает доверия, то лучше отказаться и от машины”.
После оценки хозяина можно общим взором окинуть и сам автомобиль. Эксперт советует спросить себя, купите ли вы эту машину, если с неё всё будет в порядке и устроит цена. Если авто нравится с первого взгляда, то стоит продолжать встречу, а если нет, не нужно тратить время впустую.
Третье, на что следует обратиться внимание, — документы. Если с ними что-то не так, приступать к детальному изучению машины не стоит.
Какие документы должны быть у продавца автомобиля с пробегом?
Автовладелец должен в обязательном порядке предоставить:
— паспорт транспортного средства (ПТС);
— регистрационное свидетельство транспортного средства (СТС).
Дополнительные документы, которые желательны для ознакомления:
— сервисная книжка с историей техобслуживания (если таковая вообще была);
— разрешение на продажу машины от члена семьи (если авто совместная собственность);
— водительские права.
Автоюрист акцентирует: хорошо, если все документы оформлены на одно имя. Если же вместо ПТС владелец предоставит его дубликат, то вполне возможно, что вам хотят продать кредитную тачку.
Техническая проверка автомобиля с пробегом
Если вы решили провести осмотр машины самостоятельно, то это вполне возможно при условии наличия у вас минимальных знаний устройства автомобиля.
Осмотр автомобиля подразделяется на четыре этапа:
1. Осмотр внешнего кузова;
2. Осмотр двигательного отсека и багажника;
3. Осмотр салона;
4. Тест-драйв.
Внешний осмотр кузова автомобиля
Пройдитесь вокруг автомобиля и отметьте все бросающиеся в глаза дефекты. Если таковых не найдено, то проверьте, заводская ли на кузове окраска. Лучше всего это делать при помощи цифрового толщиномера. Если толщиномера нет, то вы можете определить заводское лакокрасочное покрытие по шагрени (мелким пупырышкам), если смотреть на покрытие под большим углом.
После этого проверьте геометрию кузова по равномерности толщины всех зазоров между соединениями. Проверьте, как открываются и закрываются все двери, багажник и капот.
Потом проверьте всё остекление салона. В соответствующих местах должна стоять фирменная маркировка с годом выпуска.
Следом начинайте осматривать состояние молдингов корпуса. Все они должны быть ровными и не шататься, быть как бы влитыми — это их заводское состояние. Оцените состояние бампера: все детали, решёточки и т. п. должны быть прочно закреплены. Противотуманные фары если несколько мутноваты, то это нормальное явление и свидетельство того, что они “родные” и авто не было в лобовом столкновении. Проверьте работоспособность омывателей фар, если таковые есть. В авариях они повреждаются и при ремонте на них обычно экономят и ставят просто заглушки.
Теперь нужно осмотреть крылья. А именно то, как соприкасается бампер с крылом. Если было лобовое столкновение, повреждённые и восстановленные крепления бампера не дадут ему идеально стать в прежнем положении и это заметно невооружённым взглядом.
Далее нужно посмотреть на локеры задних и передних подкрылков. После аварии они обычно трескаются. Все их крепления должны быть на месте, а сами локеры плотно держаться на своём основании.
Переходим к осмотру задних фонарей и пластика. На нижнем пластике часто присутствует заводская спайка по краю, и если была использована структурная краска, то эта спайка исчезает.
Затем нужно посмотреть днище кузова с фонариком, но если пачкаться не хочется, то такое дело можно отложить на потом для дообследования при помощи оборудования СТО.
Теперь откройте лючок бензобака и посмотрите, чтобы там были заводские наклейки на внутренней плоскости дверцы, а резинки-амортизаторы стояли на своих местах.
Осмотр двигательного отсека
Откройте капот и обратите внимание на оригинальную наклейку производителя на внутренней стороне крышки капота. Далее, переходите к осмотру мотора. По умеренно грязному двигателю намного легче отследить все подтекания. Начните проверку с сальников и пыльников. Сквозь просветы двигателя они обычно хорошо видны, но если нет, то выверните колесо влево и вправо для большего удобства.
Осмотрите состояние силовой структуры — лонжерон и усилитель бампера. Они должны быть ровные, без изъянов и покрашены в цвет кузова.
Откройте крышку двигателя. Если всё чисто, значит, авто обслуживался по регламенту и за мотором следили. Если же на крышке есть налёты угара или каких-то присадок, то это свидетельствует о проблемах с агрегатом.
Обязательно проверяйте уровень масла. Если масло на щупе в норме и оно чистое, значит, авто обслужено.
Откройте багажник, поднимите багажный полик и осмотрите нишу запасного колеса. При ударе в задний бампер там могут быть деформации или следы исправлений после аварий. Наличие окрашенного заводского герметика очень хороший признак.
Посмотрите и ощупайте всю обшивку, поднимите уплотнительную резину (если что-то ремонтировалось, то уложить всё так, как на заводе, очень трудно).
Проверьте заводскую наклейку и сверьте её данные с данными в документах.
Осмотр салона автомобиля
В салоне осмотрите состояние обивки, внутренней структуры сидений, целостность разных выступающих мелочей. Обратите внимание на чистоту нижней части салона и на его запах.
Перед заводом двигателя просто включите зажигание. Все лампочки приборной панели должны гореть и тестироваться: подушки, чек энжин, ABS, ручник, масло. Всё это должно погаснуть при заведении двигателя, а индикатор подушки безопасности должен немного погореть и потухнуть. Если всё гаснет, значит, всё в порядке и ничего не заглушено и не переподключено.
Проверьте работоспособность кондиционера. После аварии и ремонта кондиционер, скорее всего, не будет заправлен.
Проверьте всю наличествующую электронику и электротехнику: повороты зеркал, подогрев сидений, стеклоподъёмники, блокировки дверей, основной свет в салоне, различные подсветки, блоки компьютера и аудиосистемы. Если машина оснащена поворотными фарами, то стоит подъехать к какой-то стене и покрутить рулём — фары должны следовать за направлением движения руля.
Тест-драйв
Прогрейте двигатель автомобиля с пробегом до рабочей температуры и выйдите из салона, чтобы взглянуть на цвет выхлопных газов. В норме они должны иметь прозрачно-сизый цвет, а не чёрный, оранжевый или какой-либо другой. Прослушайте ровность работы двигателя на холостых оборотах некоторое время.
Затем проверьте мягкость хода сцепления и трогайтесь с места. Обратите внимание на плавность переключений коробки передач. Умеренно разгоните авто и сделайте резкую остановку (вы не должны почувствовать удар или сильный рывок). Одновременно продолжайте следить за шумами и за лишними миганиями индикаторов.
Проверьте работу поворотников, дворников, омывателей стекла. Сделайте разгон, повиражируйте поворотами.