Новости

А, ну-ка, отгадай!

А, ну-ка, отгадай!

Ребусы от знаменитого сюрреалиста

Это не яблоко. Это не трубка. Нельзя быть ни в чём уверенным, если дело касается картин Рене Магритта. Можно сказать с уверенностью только то, что в Культурно-историческом центре открылась выставка литографий «Рене Магритт. Вероломство образов». И красноярцы могут познакомиться с его работами, узнать, как мастер сочетает несочетаемое, загадочное и очевидное, обыденное и непривычное.

Рене Магритт - бельгийский художник-сюрреалист. Несмотря на то, что он родился в конце девятнадцатого века и пик его творческой активности пришёлся на первую половину двадцатого, его работы невероятно актуальны до сих пор. Произведения будто написаны художником XXI века. Отстранённость, остроумие, поэтичность и загадочность полотен Магритта влекут к себе, словно магнит. Сегодня он классик, репродукции его картин печатают в учебниках.

Выставка, открывшаяся в Красноярске, названа по самой, пожалуй, знаменитой картине - «Вероломство образов». Под изображением курительной трубки надписать: «Это не трубка». Принято считать, что это верно: на картине ведь действительно не сама трубка, а лишь её образ. Позже представители современного концептуального искусства исправит эту «оплошность», и в музеях появятся настоящие курительные трубки и прочие реальные вещи. Но трубка Магритта, которая вовсе не трубка, всё же заставляет зрителей улыбаться и видеть непривычное в привычном, разглядывать обыденные вещи и удивляться. Все, что хотел сам Магритт.

В КИЦе представлено около пятидесяти литографий из частных коллекций - это практически все из существующих на сегодняшний день. Литография представляет собой одну из распространённых графических техник, когда при печати краска переносится с плоской формы на бумагу. Все литографии Магритта - цветные. Цвет бельгийского сюрреалиста имеет такое же важное значение, как и изображённые образы. Природа сливается с человеком и наоборот. Корабль не просто раскрашен как вода под ним, но - сам часть водной глади. А вот огромное толстое дерево, а внутри - дом. Или возьмём литографию «Прекрасная пленница». Когда слышишь название, ожидаешь, например, увидеть прекрасную девушку в заточении. Но это совсем не так. Картина и название не соответствуют друг другу. Но в этом и соль: название - и подсказка, и подтекст к изображению. Вместо пленённой дамы на картине пейзаж. Слева - дерево крупным планом, в правой стороне - несколько домов с красными крышами. Только часть из них - это не сами здания, а изображение домов на холсте, который стоит на мольберте внутри картины. Это - картина в картине. Продолжения по обе стороны от холста - домов и ландшафта - обманывают или подсказывают? И кто точно может сказать, что за мольбертом именно то, что на нём изображено? Может быть, там что-то совсем другое. И кто здесь пленник: картина или природа, которую рисуют.

Рене Магритт - несмотря на то, что изображает обыденные вещи, художник непростой. В своих произведениях он пытается сказать нам, что мир сложнее, чем нам кажется. Но главное - Магритт заставляет думать. Иногда на стенах встречаются цитаты художника. Они что-то объясняют, но мне кажется, картины нуждаются не столько в пояснениях, сколько в размышлениях самого зрители. Пускай он сам расскажет себе, почему через прозрачного голубя пасмурное серое небо видится облачно-голубым.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА