Новости

С катюшей в сердце

С катюшей в сердце

«После Сталинградской битвы наша часть, в том числе 309-й отдельный минометный дивизион «катюш», 7 мая 1943 года была направлена в Москву, - вспоминает участник Великой Отечественной войны Иван Васильевич Дементьев. - Ехали поездом с «катюшами», базировавшимися на лёгких танках Т-60 по 24 ракеты. В Кремле победителям битвы за город на Волге вручили награды и подарили фотографии».

Иван Васильевич родом из села Устьянск Абанского района. После окончания 6-го класса Иван приехал в Красноярск, поступил в речное училище. В 1939 году был призван на службу в Красную Армию. С началом войны его зачислили в 155-й гаубичный артиллерийский полк 98-й стрелковой дивизии. Вскоре часть направили в Белоруссию, так Иван оказался на западной границе, в бою 8 июля его ранило и контузило. Через полтора месяца лечения боец получил направление под Тулу. В часть приехал представитель генштаба с предложением: тем, у кого техническое образование, поехать с ним. Иван Васильевич с интересом рассказывает о секретном в ту пору оружии - «катюше».

- Приехали мы в город Арск, - рассказывает фронтовик. - Установку доставили на конной тяге. Около полутора месяцев учились заряжать снарядами без взрывателя. С наступлением зимы приехал военный специалист проверять знания, после всех привезли в Москву, в казармы на Хорошевском шоссе.

Там бойцы впервые увидели «катюши» на лёгких танках и автомобилях на московском заводе «Компрессор», где это оружие изготавливали. Военпред подвёл ребят к начальнику цеха, предупредив, что записывать ничего нельзя, командир батареи получил таблицу стрельб. Бойцов подвели к «катюшам», установленным на танках Т-60, показали, как заряжать, осуществлять пуск.

После двухмесячной практики солдат доставили в Сталинград. Выстрелы «катюши» наводили на врага ужас громовыми раскатами, хвостами из огня и дыма.

Иван Васильевич вспоминает реакцию немцев на знакомство с нашим орудием. Как-то раз разведчики привели в часть немецкого инженера-полковника, он был в шинели с каракулевым воротником, в фуражке с кокардой. Бойцы в это время обедали. Командир, майор Резниченко, знал немецкий, беседовал с пленным, который признался, что больше всего в немецкой армии было жертв от «катюши». Немцу предложили гороховый суп, посадили на броню танка. Поев, он попросил показать установку, когда сняли чехол, возвышавшийся над танком, полковник неожиданно свалился в снег. Спохватившись, что оказался в неловком положении, быстро встал, обошёл орудие кругом, повторяя: «оригинално».

Гвардеец Дементьев участвовал в форсировании Днепра, освобождении Киева, Житомира. Иван Васильевич вспоминает фронтовые будни, когда был командиром расчёта «катюши», потом помощником командира огневого взвода.

- Непосредственно в схватку с фрицами мы не вступали,- рассказывает фронтовик, - нашей задачей было уничтожать живую силу противника. Обстреляв врага ракетами, мы незамедлительно дислоцировались, чтобы уйти из-под ответного удара. Командира батареи майора Пузанова тяжело ранило, он скончался. На его место назначили лейтенанта Осипова, а мне поручили исполнять обязанности командира огневого взвода и сделали представление высшему командованию на звание лейтенанта.

За участие по освобождению Житомира гвардейская часть стала называться Житомирской и была награждена орденом Красного Знамени.

В 1944 году лейтенант Дементьев участвовал в важной тыловой операции. Во время боевых действий, по слякотному бездорожью, вышла из строя самоходная базовая часть одной из установок, и «катюша» осталась на захваченной немцами полосе. Для проведения операции был организован отряд во главе с лейтенантом Дементьевым. Добровольцам выдали автоматы, лопаты, грузовик ЗИЛ-5. Безлунной осенней ночью смельчаки пробрались к немцам в тыл. «Катюшу» стерегли шесть солдат, двух врагов убрали кинжалами, остальные убежали испугавшись. Установку буксировали на 1-й, 2-й скоростях, вывели на фронтовую дорогу, с помощью попутных машин подняли на горку и доставили к штабу.

Сбежались порадоваться все однополчане. Участников возвращения «катюши» наградили. Иван получил путёвку в спецсанаторий Красной Армии - в Раменское под Москвой.

Иван Васильевич вспоминает, как праздновали победу в Берлине. В то время там скопилось огромное количество войск и оружия, поэтому часть из них отвели за город. Гвардейцы стояли в Ризе в 30 километрах от Берлина и на машинах приехали праздновать Победу в разгромленную столицу рейха. Сфотографировались на крыше поверженного рейхстага.

Демобилизовался боец в 1946 году, приехав домой, узнал печальную весть о гибели отца в 1943 году в Орловско-Курском сражении.

В управлении пароходства Ивана приняли третьим штурманом на пароход «Спартак». В зимний период прекращения навигации штурман трудился в конторе пароходства, здесь и увидел бойкую белокурую девушку - связистку Машу. Вместе Дементьевы уже 65 лет.

- Жизнь не только радует, но и приносит печали, - говорит Мария Максимовна, - недавно мы похоронили дочь. Отрада наша сегодня - десять внуков и правнуков, родные внимательны к нам. Не забывают нас и в родном пароходстве, в совете ветеранов.

Последнее судно, на котором закончил навигацию капитан Дементьев, был дизель-электроход «Композитор Калинников». В то время помощником механика на этом судне работал Владимир Миргунов, сегодня - председатель городского Совета ветеранов. Он называет Ивана Васильевича человеком требовательным, но чутким, заботливым. «Примером своей жизни, отношением к людям он сформировал мои организаторские способности», - рассказывает о коллеге Владимир Миргунов.

С Енисеем фронтовик и сейчас не расстаётся, он живет в доме на набережной. Жизнь его течёт, как воды могучей реки.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА