Новости
Подстелить соломку
Подстелить соломку
«Украл, выпил, в тюрьму… А в тюрьме сейчас ужин - макароны», - эта крылатая фраза из фильма «Джентльмены удачи» стала, к сожалению, уделом каждого второго из бывших осуждённых. ГУФСИН России по Красноярскому краю выступило с инициативой создания службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Своё предложение тюремное ведомство аргументирует тем, что за последние семь месяцев этого года в Красноярском крае общий уровень рецидивной преступности вырос. Он составил 52,5 процента, что больше на четыре процента в сравнении с прошлым годом. Тогда как в среднем по России этот показатель чуть более 40 процентов.
Ни для кого не секрет, что люди, побывавшие в местах лишения свободы, становятся зачастую изгоями в обществе. Редко кого из них ждут дома родные и близкие. Отсюда все вытекающие последствия: жить негде, прописаться тоже, на работу не берут…
- Остаётся одно - снова идти на преступление, - рассказывает бывший осуждённый Василий. (Мужчина отбывал наказание за ДТП.) - Мне встречался один такой парень, который отсиживал уже третий срок за кражу. И если первую совершил по глупости, то остальные две намеренно, чтобы вновь оказаться за решёткой, поскольку жить негде, на работу не брали. В последний раз попался на краже из гаража. Но как попался - взломал замок, разбил стекло в стоявшем там автомобиле, вырвал из машины магнитолу, навигатор и сидел ждал хозяина, чтобы тот его поймал с поличным и сообщил в полицию. Следствие парень попросил не затягивать, была уже поздняя осень, на улице холодно, жить негде, значит, пора в тюрьму. А ведь ему всего 26 лет, ещё вся жизнь впереди.
По проведённым психологами ГУФСИН по Красноярскому краю исследованиям, на повторные преступления идут люди в возрасте от 22 до 40 лет. Основные причины - плохие материальные условия, в том числе отсутствие работы.
- В наших исправительных учреждениях мы стараемся обучить осуждённых профессиям, востребованным на рынке труда, - рассказывает Владимир Шаешников, начальник ГУФСИН по Красноярскому краю. - Но уровень получаемой квалификации не соответствует современным требованиям. Профтехучилищам системы исполнения наказаний требуется модернизация. Если мы сегодня учим автослесаря на базе жигулей, соответственно, он не знает устройства автомобилей с автоматической коробкой передач. То же самое и со строительными специальностями. В этой сфере чуть ли не каждый день появляются новые отделочные материалы, цементом и глиной тут не обойдёшься. Это одна проблема. Другая - предприятия, куда трудоустраиваются бывшие осуждённые, как правило, имеют свою службу безопасности. И как только её сотрудникам становится известно о тёмном прошлом их работника, его тут же увольняют.
По проведённым психологами ГУФСИН по Красноярскому краю исследованиям, на повторные преступления идут люди в возрасте от 22 до 40 лет. Основные причины - плохие материальные условия, в том числе отсутствие работы.
Почти половина рецидивных правонарушений совершается в пьяном состоянии или под воздействием наркотиков. И, как правило, на нарушение закона идут в первый же год после освобождения. Чтобы не дать людям оступиться вновь, подключили уже и службу Госнаркоконтроля, и полицейских, и работников уголовно-исполнительной системы. Но переломить ситуацию в лучшую сторону пока не удаётся.
- Все силовые структуры осуществляют контроль над лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, - отмечает Владимир Шаешников. - Но социальное сопровождение бывших осуждённых не возложено ни на одну организацию. Такие функции как раз могли бы выполнять сотрудники специализированной службы, которая оказывала бы реальную помощь в трудовом и бытовом устройстве людей, вышедших из мест лишения свободы.
В Красноярском крае в плане социальной реабилитации бывших заключённых уже делается немало. С 1994 года в Красноярске действует центр социальной адаптации для лиц, освобождённых из мест лишения свободы. И он - один из первых в России. С 2004 года открылись филиалы центра в Минусинске, Ачинске и Канске. Появляются, опираясь на опыт Красноярского края, такие учреждения и в других регионах. Инициатором их создания выступило Управление Федеральной службы исполнения наказаний по краю. И изначально центры находились в их ведомстве, сейчас учреждения передали в ведение министерства социальной политики Красноярского края.
- Наша категория - трудоспособные граждане, освободившиеся из мест лишения свободы и нуждающиеся в помощи, - рассказывает Александр Гуцалюк, директор Красноярского центра социальной адаптации для лиц, освобождённых из мест лишения свободы. - К примеру, если у человека нет документов, негде жить, проблемы с работой. Возраст граждан от 18 до 60 лет. Центр рассчитан на 50 мест проживания до шести месяцев. По истечении этого срока мы можем продлить нахождение в центре ещё на шесть месяцев. При центре работает психолог, юрист, оказываются услуги по оказанию помощи в трудоустройстве. Существует строгий внутренний распорядок проживания.
Несмотря на то, что создание центров социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, полностью себя оправдало, всех нуждающихся в специализированной помощи учреждения охватить не могут.
- Они решают проблемы только 10-15 процентов от общей массы бывших осуждённых, (Ежегодно на свободу выходит порядка 10 тысяч человек.) - говорит Владимир Шаешников. - Расположены центры в некоторых городах. А кто поможет тем, например, кто жиёт в Тюхтете? Между прочим, именно сельские районы сегодня лидируют по количеству рецидивной преступности. Поэтому мы и выступили с предложением создания службы социального сопровождения, которая имелась бы в каждом районе города, края. Предполагается, что сотрудники этой структуры будут вести базы данных лиц, освобождённых из мест лишения свободы, контролировать процесс их адаптации на свободе. И надо заметить, что она проходит довольно сложно, поскольку жизнь в обществе не стоит на месте, меняется также наше законодательство. И после освобождения люди элементарно не знают, куда обращаться, чтобы сделать прописку, в какие сроки надо зарегистрироваться, какие документы для этого необходимы.
Планируется, что сотрудники службы социального сопровождения будут проводить встречи с лицами, готовящимися к освобождению, по вопросам их трудового и бытового устройства, а при необходимости решать возникающие проблемы с заинтересованными краевыми ведомствами. Уже сейчас в качестве эксперимента в ГУФСИН рассматривают возможность за шесть месяцев до освобождения при наличии положительной характеристики выезжать осуждённому в предполагаемое место жительства под контролем органов внутренних дел уголовно-исполнительной системы. Делается это для того, чтобы человек заранее мог договориться о трудоустройстве, решить вопросы с жильём.
По словам Владимира Шаешникова, на сегодня полностью подготовлена законодательная база по созданию и деятельности службы социального сопровождения лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Проект получил поддержку губернатора Красноярского края и депутатов Заксобрания.
- Мы рассчитываем, что уже в четвёртом квартале этого года в качестве пилотного проекта такая служба появится в Советском районе Красноярска, - поделился начальник ГУФСИН по Красноярскому краю. - В дальнейшем, когда придёт опыт и первые наработки, начнём внедрять такую систему работы в других районах города, края. Первоначально мы видим новую структуру при администрациях районов, поскольку каждый её руководитель заинтересован в безопасности на вверенной ему территории. Затем к работе подключатся некоммерческие общественные объединения. Желающие создать такие организации уже есть из числа бывших осуждённых. Я не буду называть конкретных имён, скажу, что это люди, ставшие в своё время на путь исправления и уже добившиеся в своей жизни определённых успехов. В основном все они - представители бизнеса. Именно «равные консультанты», имеющие опыт социальной реабилитации после освобождения из мест лишения свободы, как никто другой смогут помочь в адаптации других.
Помимо службы социального сопровождения ГУФСИН предлагает проект по созданию кадрового агентства для бывших осуждённых. В нём могут трудиться ветераны уголовно-исполнительной системы, имеющие большой опыт работы с данной категорией граждан. Структура будет ориентирована на трудоустройство исключительно людей, освободившихся из мест лишения свободы.
- Буквально сейчас решаем вопрос обоснованности проживания некоторых жильцов в общежитиях города, - рассказывает Александр Глисков, депутат Красноярского городского Совета. - Вот вам живой пример: человек отсидел пять лет в тюрьме, вышел на свободу, ему помогли с жильём, дали комнату в общежитии, хотя с точки зрения закона права такого не имели. Поэтому он подлежит выселению. Но все мы при этом понимаем, что на улицу его не выгонишь... Поэтому инициатива ГУФСИН сама по себе нужная и правильная, но с точки зрения параметров бюджета не совсем своевременная. Когда встаёт вопрос финансирования строительства детского сада или создания службы социального сопровождения бывших осуждённых, я, как депутат, приоритет отдам дошкольным учреждениям.
Тема оказания помощи людям, отбывшим меру наказания в тюрьмах, неоднозначна. С одной стороны, зачем стелить соломку тем, кто хоть однажды встал на скользкую дорожку, с другой - все эти люди выходцы из нашего общества. Когда-то они играли с нами во дворе, учились в школе, но потом в их жизни случилось непоправимое, за что пришлось отвечать перед законом. В такой ситуации в принципе может оказаться любой, ведь, как говорится, от тюрьмы и от сумы не зарекайся. И выходят из мест лишения люди вновь к нам и преступления совершают против нас. В год от рук убийц в стране погибают тысячи граждан, в том числе и дети. Так, может, всё же соломинку подстелить…