Новости
За туманом и за запахом коэффициента
Надбавки за климатические условия сохранятся
Нынешней осенью в красноярском интернет-пространстве закипели настоящие финансовые страсти. На одном из сайтов появилось следующее сообщение: «А кому ещё пришли письма от ФНС о том что, в связи с отменой Постановления Совмина РСФСР № 76 (дававшем право субъектам федераций утверждать повышенные районные коэффициенты), считать постановление края о повышении для нас районного коэффициента с 1,2 до 1,3 недействительным? И как следствие организациям рекомендуется пересмотреть и пересчитать с июня 2011 года свои затраты и доплатить в бюджет». Если немного упростить, но звучит это так: на федеральном уровне уменьшили районные выплаты…
Стоит ли говорить о том, что такая информация вызвала просто шквал недоумения и негодования со стороны красноярцев, прочитавших это сообщение. Ведь каждый из нас, живущих в Сибири, считает уже традиционную доплату за климат и широту более чем обоснованной. А те, кто не согласен, могут попробовать выжить в том же Норильске без значительных северных надбавок с «голой», например, учительской зарплатой. Заодно узнают, каково оно - не видеть солнца по полгода.
Так неужели наши районные так очевидно уменьшаться? Может опасения всё-таки напрасны?
Как выяснилось, в июне прошлого года правительство действительно выпустило документ, согласно которому отменялось постановление Совета министров РСФСР «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера», принятое в Советском Союзе для того, чтобы удержать людей на крайне недружелюбных холодных территориях. Однако это вовсе не означает, что отменяются климатические надбавки к зарплате и пора сворачивать чемоданы в поисках лучшего пристанища.
- В постановлении Совета министров предоставлялось право устанавливать повышенные районные коэффициенты из краевого и муниципального бюджета, - объяснил специалист министерства экономики и регионального развития края Валерий Лылин. - Эта норма утратила силу потому, что теперь она прописана в Трудовом кодексе. Если мы обратимся к статье 316, то увидим, что размер районного коэффициента и порядок его применения устанавливаются правительством России, а органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе за счёт собственных средств устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для своих бюджетных учреждений.
Однако, говорить о том, изменения - это просто попытка почистить нормативно-правовую базу, нельзя. Дело в том, что статья Трудового кодекса далеко не полностью дублирует постановление советских времён. Изменение есть, и оно существенное. Дело в том, что кодекс даёт региональной и муниципальной власти право устанавливать повышенный коэффициент только для работников бюджетной сферы. Регулировать размер районных выплат на других предприятиях ни правительство края, ни администрация города уже не могут.
Есть и ещё один нюанс. Постановление краевого правительства, которое устанавливало повышенный районный коэффициент для работников региона, ссылается вовсе не на действующую статью трудового кодекса. Принято оно было 21 августа 1992 года. И в основе этого документа лежит то самое, отменённое год назад, постановление советской эпохи.
Именно поэтому представители налоговой службы направили в предприятия требование пересчитать отчисления. По логике специалистов ФНС предприятия при расчётах налогообложения не должны учитывать в составе расходов на зарплату повышенные районные коэффициенты, установленные краевыми властями.
То есть, сейчас существует два документа, регулирующих ситуацию в сфере районных надбавок. Один - действующее постановление краевой власти, основанное на отменённом федеральном законе. Второй - статья трудового кодекса, разрешающая делать надбавки для бюджетников. И как поступить в такой ситуации руководителям предприятий, чем руководствоваться в отношениях со своими работниками и налоговой инспекцией, пока до конца непонятно.
В правительстве края говорят, что региональное постановление, принятое в начале 90-х никто не отменял, а значит, оно является действующим, так же как и повышенный коэффициент. С этим, к слову, согласны и многие юристы, которые признают: если какой-то правовой акт не был отменён в установленном порядке, он является действующим. Подведение регионального законодательства под федеральное это вопрос времени. Взамен прежних советских постановлений каждый регион должен принять новое, повышающее районный коэффициент и отвечающее изменениям Трудового кодекса.
В советское время, чтобы остановить отток граждан из Сибири и Дальнего Востока, гражданам предложили систему компенсации за работу в трудных климатических условиях и ввели ставшие известными районные коэффициенты. Но сегодня убыль населения продолжается.
Что касается граждан, то здесь всё зависит от того, на каком предприятии они работают. Очевидно, что для бюджетников ничего не изменится, они так же будут получать свои районные надбавки в размере 30 процентов от оклада. А вот все остальные, не бюджетные, предприятия могут начислять коэффициенты в размере 1,2.
Трудно понять логику законодателя. Почему у строителя, который весь день работает на улице, процент надбавки должен быть ниже, чем у учительницы, ведущей занятия в тёплой школе? Этот парадокс непонятен.
К тому же, по мнению многих общественных деятелей, сегодня и той прибавки, которая шла к зарплате для граждан, работающих в тяжёлых природных условиях, уже явно не хватает. Ведь находясь на севере, гражданам приходится рисковать своим здоровьем и нести большие траты на проживание и питание. А если люди, живущие в суровых природных условиях, едва сводят концы с концами, трудиться они будут только от безысходности. И больше никого на эту работу не удастся привлечь.
Статистика тоже подтверждает, что сегодня население не стремится ехать на климатические заработки. Согласно данным Красстата, несмотря на стабильный демографический рост в Красноярске, в общем по краю число проживающих и в городской, и в сельской местностях неуклонно снижается. При этом наибольшее сокращение численности населения произошло именно на Севере, в Норильске. Кроме нашего города небольшим приростом могут похвастаться только Сосновоборск, а также Ачинский и Емельяновский районы. То есть вблизи столицы края.
Зато большой интерес к Сибири стали проявлять иностранцы. Как нам сообщили в Управлении Федеральной миграционной службы по краю, за девять месяцев текущего года их количество по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом увеличилось на 12,3 процента. На данный момент на учёте в УФМС по краю состоит более 133 тысяч граждан зарубежья, и многие из них работают нелегально, за смешную, с точки зрения коренных сибиряков, зарплату. Без привычных нам надбавок.