Новости
Патрон вам в помощь
Семья: реанимация или ликвидация?
К вам войдут без стука, увидят, что в холодильнике нет фруктов, и заберут детей - примерно такой смысл усмотрела часть россиян в принятом недавно в первом чтении федеральном законе, окрещённом в народе Законом о социальном патронате. Многие соотечественники увидели в документе угрозу для собственных семей. Инициаторы же законопроекта уверяют, что новая норма поможет мамам и папам, не до конца потерявшим человеческий облик, вернуться к нормальной жизни и сохранить родительские права.
Чувства обеспокоенных родителей, протестующих против слишком активного вмешательства государства в жизнь ячейки общества, вполне можно понять. «Ювенальные службы забрали у русской женщины в Финляндии четверых детей», «Актриса, живущая во Франции, уже семь лет борется за возвращение дочери» - такие заголовки новостей из-за рубежа способны сформировать фобию у родителей даже с крепкой психикой.
- Не исключаю возможности, что нечто подобное могут внедрить и у нас, - тревожится Анна Дмитриевна, мама шестерых детей. - Вон на Западе что творится, хотя там общество гуманней, чем наше. А если по новому Закону о социальном патронате у чиновников будет слишком много власти, они что, смогут входить в любые квартиры, проверять, как мы живём, и если им покажется что не так, отбирать детей?
- Безусловно, в обычную семью никто и не собирается вторгаться, у нас хватает работы с девиантными семьями, - успокаивает Ирина Кочеткова, секретарь Красноярской комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
- Но и в них мы изымаем детей только в крайних случаях и поступаем строго по закону. Все наши старания направлены на то, чтобы дети оставались в семье и семьи сохранялись, и новый законопроект даёт нам больше шансов на это.
В России сегодня 120 тысяч детей-сирот, и почти 80 из них - сироты при живых родителях, лишённых прав воспитания. В Красноярске в прошлом году было лишено родительских прав более 370 человек, примерно столько же в 2010 году. А вот на территориях страны, где в пилотной форме действует социальный патронат, число лишенцев за последние четыре года сократилось. В Мурманской области - на 42 процента, в Тамбовской области - на 35, в Адыгее - на 50 процентов. И этот очень весомый аргумент в защиту проекта.
Что же конкретно предлагают авторы закона? Расширить поле деятельности специалистов, действующих в интересах детей. Пока что у комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (куда входят представители органов опеки и попечительства, образования, полиции и других служб) очень ограниченный набор методов работы с неблагополучными. По закону, узнав о том, что в семье происходит неладное, они должны провести обследование и выяснить ситуацию. Если дело не совсем плохо и детей не нужно немедленно изолировать, попытаться семью спасти. Специалисты рекомендуют пути исправления, изыскивают помощь, проводят профилактические беседы и ждут, когда родители возьмутся за ум. На иные действия они права не имеют. Если люди не образумятся, их ждёт суд и ограничение или лишение родительских прав.
Установление социального патроната в отношении семьи даёт и больше возможностей помощи небезнадёжным родителям. С добровольного согласия всех членов семьи (или по заявлению самих граждан) после установления патроната к работе с семьёй привлекаются психологи, медики и юристы и прочие нужные помощники. Готовится совместный план действий специалистов и подопечных - от устройства на работу и консультаций психолога до лечения у нарколога и восстановления утраченных документов и представительства в суде. Надо сказать, что в случае отказа семьи патронироваться добровольно суд может назначить принудительное кураторство. Но и оно предпочтительнее лишения родительских прав, для тех, кому эти права всё же нужны. Сопровождение может длиться до двух лет, и если ситуация не меняется, детей изымают их опасной среды.
Нельзя сказать, что опасения тревожных родителей совсем уж не имеют никаких оснований. В СМИ и на ТВ проходят материалы о равнодушных представителях власти, отнимающих детей у бедных матерей и отцов, не обязательно пьющих и безработных, и понятно, что в законе не должно быть люфта для манёвров нехороших чиновников, третирующих нормальных родителей. С эти согласны и местные эксперты.
Норматив необходим, но он должен быть доработан таким образом, чтобы не возникало способов необоснованного вторжения в семью, считает Марина Добровольская, депутат Законодательного собрания Красноярского края,
- Я уже десятый год участвую в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и вижу, как тяжело детям, остающимся без родителей, - говорит Марина Ивановна. - Ребёнок в стрессе, иногда у него бывают и суицидные попытки, потому стоит пытаться сохранить семью, но проект нужно тщательно продумать.
По словам парламентария, размытые формулировки и нечёткие определения документа дают возможность вольных толкований. Например, неясно, что означает «действия (бездействия) родителей, препятствующие нормальному воспитанию и развитию».
- Это красная икра на завтрак для ребёнка? Каникулы на Мальдивах?- подчёркивает депутат. - Мы понимаем, что всё должно быть в рамках здравого смысла, но лучше прописаны ясные правовые определения, которые помогут избежать злоупотреблений.
Не разделяет мнение о нужности законопроекта духовенство.
- Мне кажется у нас и так достаточно законов, защищающих права ребёнка,- говорит отец Владимир Гашков. - Зачем нам ещё один? По сути же нужно искоренять причины, порождающие семейное неблагополучие, бороться с корешками, а не с вершками проблемы.
Священник рассказывает, что ему известны случаи, как через ребёнка, начавшего приобщаться к православию, изменилась пьющая семья, родители перестали употреблять алкоголь и стали жить здоровой жизнью.
- Нужно воспитывать молодое поколение в вере или хотя бы прививать ему нравственные принципы, - уверен батюшка, - тогда и плохих семей в стране будет не так много.
Есть вопросы у красноярских экспертов и к механизмам работы закона в случае принятия. Вот только один нюанс.
- Согласно нормативу, осуществлять социальный патронат должны органы опеки и попечительства, - говорит Ирина Кочеткова. - Но эта служба и без того имеет много обязанностей, а на несколько тысяч детей в Красноярском крае приходится только один специалист из опеки! Даже если они будут работать 24 часа в сутки, то не справятся с социальным патронатом. И где быстро взять новые кадры - неизвестно.
Тот факт, что законопроект о социальном патронате нуждается в доработке, понимают и в высших эшелонах власти. Правозащитники и депутаты обеих палат провели по теме круглые столы с независимыми экспертами. Теперь планируется добавить в проект больше ресурсов для социальной поддержки семей, закрепить ускоренное оформление льгот, выделение путёвок в санатории, получении материальной помощи и уменьшить риски безосновательного вмешательства.