Новости
Колыбельная в ночном клубе
Как дети и родители подставляют друг друга
На улице дождь и слякоть. В такую погоду вряд ли молодёжь станет сидеть во дворах. А вот ночное увеселительное заведение - дело другого рода. Здесь и тепло, и музыка играет, можно хорошо развеяться. Правда, по закону это разрешено не всем несовершеннолетним, а только тем, кто достиг 16 лет. И для того чтобы выяснить, как соблюдается это правило, красноярская полиция проводит регулярные рейды по ночным заведениям.
Наш рейд начался в первом часу ночи. Инспектор по делам несовершеннолетних Наталья Маслова, имеющая многолетний опыт работы с подростками, говорит, что это самое время для посещения клубов.
- По закону края «О защите прав ребёнка» дети до 16 лет не имеют права без сопровождения взрослых находиться в общественных местах после 23 часов в период с 1 мая по 30 сентября и после 22 часов с 1 октября по 30 апреля, - рассказывает Наталья Николаевна. - В противном случае их родителей или опекунов ждёт административное наказание. Но вы поймите, что наша цель не штрафовать, а уберечь от несчастья. В ночное время, когда улицы пусты, риск впутаться в неприятную историю возрастает в разы.
Дорога по ночному городу пролетает незаметно, и вот мы подъезжаем к торгово-развлекательному комплексу «Планета». Здесь на верхних этажах работает несколько кафе, боулинг-клуб и кинотеатр. Уже на подходе слышится шум и гам. Гардеробщица еле успевает вешать и раздавать одежду, в зале за столиками сидят молодые люди лет двадцати-тридцати. Народу много, но подростков не видно. Администраторы, завидев полицейских, заметно занервничали, сразу подбежали и стали спрашивать, что случилось, по какому поводу приехали. Участковый, который находился вместе с нами в рейде, успокаивает - говорит, что идёт плановая проверка. Тем временем Наталья Маслова обходит территорию. Не увидев несовершеннолетних, она даёт знак, что пора ехать дальше.
- В последнее время в ночных клубах подростки встречаются всё реже, - говорит Наталья Николаевна. - Такие заведения мы проверяем, когда в полицию поступают звонки от граждан либо приходят спецсообщения. Например, подрались несовершеннолетние, кто-то вызвал скорую, и после того как дежурный врач окажет помощь, он обязан уведомить нас о происшествии. А вообще, пик задержаний приходится на летний сезон. Но здесь статистику дополняют дворовые нарушители. Либо заиграется кто-то допоздна, либо родители попросят своего ребёнка с собакой погулять после 23 часов или в супермаркет сбегать за хлебом. Вроде бы ничего существенного, но по факту это административное правонарушение.
Следующая наша точка - клуб-ресторан «Облака». На входе стоит оцепление из десятка накачанных охранников. Главный из них сразу же подходит и говорит, что несовершеннолетних сюда не пускают. Но если мы желаем проверить, то, пожалуйста, проход открыт. Поднимаемся по лестнице, и у нас и вправду не возникает никаких сомнений. Заведение серьёзное, всюду охрана, да и публика, сразу видно, солидная.
- Мы не только смотрим, чтобы не было подростков, для нас важна профилактика любых правонарушений, - рассказывает инспектор ПДН. - Чтобы, например, спиртное не продавали несовершеннолетним, а они не были в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Но заведению, которое ответственно относится к своей работе, невыгодно нарушить закон, потому что это влияет на имидж.
Финишная прямая рейда - клуб «Хантер», расположенный в Зелёной Роще. С виду даже не сказать, что здесь кто-то отдыхает. В окнах одноэтажного здания не видно ни одной горящей лампочки, но оказывается, что само заведение располагается в подвале. Как только мы спускаемся по лестнице, сразу слышно музыку и видно с десятка два молодых людей. Тинэйджеров среди них тоже нет.
- Что ж, либо это говорит о росте правосознания в красноярских семьях, либо о том, что нам просто не повезло, - подводит итоги рейда Наталья Маслова. - Но если бы мы всё-таки обнаружили несовершеннолетних, то сначала установили бы их личность, составили административный протокол на родителей, а затем доставили домой. Дальше - административная комиссия, которая исследовала бы обстоятельства дела и наложила административное наказание. Правда, репрессивная мера не всегда действенна.
По словам Натальи Николаевны, родители иногда недоумевают, за что их штрафуют, и многие из них начинают кричать, шуметь, жаловаться начальству. В практике инспектора даже встречались случаи, когда папаша просил своего сынишку солгать, что его чуть ли не из подъезда вытащили и доставили в ОВД. И в таких случаях ужасно не то, что правонарушители пытаются избежать наказания, а то, чему они учат детей. Ребёнок всегда берёт пример с родителей, и однажды обманув взрослого, он будет это практиковать постоянно.
- Например, был случай, когда доставили в отделение четырнадцатилетнюю девочку, которая украла какую-то мелочь в магазине, - рассказывает Наталья Маслова. - С виду ухоженная, хорошо одета, даже не понятно, зачем ей понадобилась никчёмная безделушка. Но она такое придумала: сказала, что мать пьёт, а отец где-то на лесосеке. Попросила, чтобы её забрал друг. Ни друг, ни брат не являются законными представителями. А когда мы сказали, что временно отвезём её в детский интернат, поскольку не удалось установить личность, сразу написала эсэмэску родителям. Приехал отец и был весьма удивлён поведанной мне историей. Так что даже в благополучных семьях не всё благополучно. И к воспитанию детей надо подходить ответственнее.