Новости

Универсален лишь контроль

Универсален лишь контроль

Иногда надо просто включить зелёную стрелку

Каждый день по дорогам города движутся сотни тысяч автомобилей и людей. И несложно представить, во что превратились бы улицы, если бы их не ремонтировали. Правда, качество ремонта традиционно подвергается критике, но, по оценке руководителя департамента городского хозяйства Олега ГОНЧЕРОВА, здесь за считанные годы произошли серьёзные изменения.

  • Два года назад руководитель ГАСН Андрей Пряничников официально заявлял, что процент брака при проведении ямочного ремонта превышает 50 процентов. Изменилась ли ситуация сегодня?

  • Действительно, в тот период в Красноярске достаточно масштабно применялись ямочные ремонты, - говорит Олег Васильевич. - Тогда мы не видели других технологий, а существующие не позволяли обеспечить высокое качество. Однако с тех пор ситуация коренным образом изменилась. Частично мы заменили ямочный ремонт инфракрасной плитой, частично - технологией «сларри сил», и сегодня все работы, которые мы принимаем, - надлежащего качества. Сами объёмы ямочного ремонта уменьшились. И главное, были усовершенствованы механизмы контроля. Как и раньше в этом активное участие принимает служба государственного архитектурно-строительного надзора. Сегодня на каждом этапе работ подключается КРУДОР (на этом настаивали и губернатор Красноярского края и глава города). Мы обращаемся и к жителям - наши автомобилисты очень придирчивые контролёры. Конечно, нельзя сказать, что брак исчез. Но своевременное его обнаружение позволяет нам обязать подрядчика переделать всё за свой счёт.

  • Вы упомянули об использовании новых технологий. Выходит, дорожников сегодня выручает технический прогресс?

  • Да, без этого сегодня никак не обойтись. Хотелось бы, конечно, иметь сегодня какую-то универсальную технологию, разработанную именно для Сибири. Из области тех же нано... Но, к сожалению, такого у нас нет. Однако и у тех технологий, которые мы используем сегодня, есть свои плюсы.

Например, геосетка достаточно хорошо себя зарекомендовала. Также в этом году мы сделали много улиц с использованием технологии «сларри сил». Два самых показательных объекта - это улицы Калинина и 2-я Брянская. Их бы надо уже капитально ремонтировать. Но это - серьёзные проблемы для автомобилистов и большая бюджетная нагрузка. А благодаря использованию «сларри сил» эти дороги будут служить ещё несколько лет. Но повторю: универсальной технологии для Сибири сегодня нет. И, в принципе, привычная асфальтобетонная смесь вполне эффективна. Конечно, при условиях, что сделана качественно: так как предписывают рецепты, есть контроль за подрядчиком, и полностью соблюдается технология работы - от печки до ключа.

По закону подлости лужа всегда появляется на пешеходном переходе. Чтобы такого не происходило, нужен контроль не только за укладкой асфальта. Необходим комплексный подход.
  • Тогда как получилось, что на одной из главных магистралей города - проспекте Мира - некачественно выполнили работы? Это проблема контроля или технологии?

  • Начнём с того, что мы выбрали самый экономичный вариант ремонта этой магистральной улицы не только из-за цены вопроса. Если заходить с масштабным проектом, нужно на целый год выводить проспект из эксплуатации. А этого мы себе позволить не можем.

Теперь о технологии. Делая ремонт на Мира, подрядчик вырезал верхний слой, укладывал сначала геосетку, а затем пять сантиметров покрытия. При такой толщине асфальта сделать его идеально ровным невозможно. Тем не менее всё выполнено в пределах допуска.

Что же касается тех самых проблемных кварталов, которые потом пришлось переделывать, то здесь случилось следующее: подрядная организация в нарушение договорённостей начала применять продукцию нового асфальтобетонного завода. Предприятие это опыта не имело, а потому выпускало некачественный асфальт. Это показали вырубки и КРУДОРа, и службы строительного надзора, и нашего технического надзора. Ситуация была очевидной, и подрядчика обязали переделать всё за собственный счёт.

Конечно, предвидеть такой поворот событий мы не могли, ведь, повторюсь, у нас была чёткая договорённость с подрядчиком о том, что никаких «экспериментов» с асфальтом не будет. Но они нарушили условия контракта и применили некачественную смесь.

Безусловно, это проблема как контроля за качеством, так и ответственности подрядчика. Тот, кто работает в городе, должен оценивать свои возможности, и такого позора, конечно, не допускать. Соответствующие выводы по этой подрядной организации мы уже сделали.

  • Может быть, надо просто усовершенствовать тендерный механизм для отсева недобросовестных подрядчиков?

  • Как показал опыт этого года, главной нашей задачей должен стать контроль. Причём не только на объекте. Проверку нужно начинать непосредственно с самого асфальтового завода.

То есть, получая по результатам тендера подрядную организацию, необходимо выяснить, откуда она берёт материалы для дорожного строительства. С этой точки отсчёта мы ещё никогда не начинали, а ведь это крайне важно. Нужно смотреть, что грузится в машину, какой температуры этот асфальт, какие материалы применяются для его изготовления. Ведь бывает, что щебень не контактирует с общим составом асфальта, что битум поставили бракованный, и вообще это по большому счёту не битум… Если асфальт плохой, он должен быть отбракован.

Тот, кто работает в городе, должен оценивать свои возможности, и такого позора, какой случился с ремонтом на улице Мира, конечно, не допускать.

Естественно, необходимо следить и за технологией укладки. А ещё за эффективностью работы. Вообще, требуется комплексный подход. Например, укладывая асфальтовое покрытие, нужно обязательно менять плиты перекрытия на дорогах. Бордюры также должны проверяться, выбраковываться. В тех же местах, где есть ливневая канализация, недостаточно просто менять решётки на сливах. Ливнёвку нужно проинспектировать и при необходимости ремонтировать. У нас не так много подобных коммуникаций, чтобы мы к ним халатно относились. Это наша работа на будущее.

Сегодня как происходит: зашёл подрядчик на улицу, сделал асфальт, и нет проблем. А куда он воду отвёл? На другую улицу! Он этого, естественно, не видит, у него своя задача. Но это не значит, что городская власть, может также закрывать глаза на то, что творится вокруг отремонтированной дороги. Мы должны понимать, куда вода пойдёт, где образуется лужа. Кстати, по закону подлости она появляется обязательно на пешеходном переходе. Чтобы такого не происходило, нам нужно не только контролировать всю технологию укладки асфальта. Наша задача - оценить ситуацию гораздо шире, чем подрядчик.

  • А почему город не привлекает к дорожным работам, допустим, немцев, имеющих опыт строительства превосходных автобанов, либо другие заграничные организации? Может, они научили бы нас правильному отношению к работе?

  • Да, пожалуйста, пускай приезжают! Кто им запрещает? Все торги по подрядам на дорожные работы в Красноярске публикуются на федеральной электронной площадке. Их видят все заграничные компании. Но они сами не идут к нам, их не устраивают наши условия. Ведь стоимость работ на Западе практически такая же, как и в Сибири. А вот свои материалы к нам везти невыгодно. Хотя мы приглашаем: пожалуйста, любая организация может прийти и поработать у нас на свой имидж. А взять в аренду базу, технику, людей привлечь - нетрудно. Но, разумеется, только на наших условиях - условиях тендера, которые мы публикуем на федеральных площадках.

  • Считается, что развитию дорожной отрасли мешают два серьёзных ограничителя. Первый - финансирование, которое до сих пор у нас не соответствует потребностям ремонта и строительства. Второй - темпы автомобилизации. В нынешних условиях это данность. И всё же можно ли в этих клещах улучшать дорожную ситуацию?

  • Можно: в этом как раз и есть смысл нашей работы. Говорить о том, какие объекты мы будем делать в следующем году, пока рано. Они в процессе разработки, в которой, кстати, активно участвует и глава города. Более того, мы намерены обсуждать все свои предложения с жителями и только после этого формировать конкретные планы. Тем не менее уже ясно, на что будет направлен основной упор. Мы намерены улучшать качество работ, а также продолжать благоустройство проездов и дворов.

Кроме того, глава города поручил нам при производстве ремонтных работ обустраивать максимальное количество парковочных мест. Раньше такого не было, а сегодня мы намерены в любом месте, где позволяет территория, устраивать площадки для стоянки транспорта. Есть задумки сделать часть парковочных мест в центре города платными - такая практика широко распространена за рубежом и уже известна у нас. Разумеется, к этому надо подходить без фанатизма: если мы делаем какой-то карман платным, то недалеко должен находиться и бесплатный вариант.

Продолжится и оптимизация движения по городу. Будем привлекать специалистов, которые решат, как нам улучшить транспортную обстановку без масштабных реорганизаций. Мы всегда брались за проекты, которые должны были изменить всё и разом. В итоге ничего хорошего не получалось. Но вот, к примеру, договорились на перекрёстке Вейнбаума и Маркса, где есть правый поворот, включить постоянно зелёную стрелку. Вроде мелочь, но специалисты утверждают, что это позволит значительно разгрузить Коммунальный мост в час пик. Также есть предложения по улицам Молокова, Взлётной, Батурина, 78-й Добровольческой бригады. Предстоит разобраться в причинах постоянных пробок на улице Шахтёров. Казалось бы, и сама эта улица, и пересекающие её Взлётная, Молокова, Мужества - достаточно широкие, тем не менее они постоянно заперты. Видимо, чего-то недодумали. И есть люди, которые утверждают, что знают причины, и причины эти - мелочные, вроде упомянутой зелёной стрелки.

Так что сделать нам предстоит многое. Но я уверен, что у наших дорожников хватит и сил, и профессионализма для того, чтобы справиться со стоящими перед нами задачами. И сегодня, накануне профессионального праздника, хочу пожелать им успеха в их, в общем-то, нелёгком труде.

Итоги дорожного сезона - 2012 (объектов)

Капитальный ремонт дорог - 3

Ремонт улично-дорожной сети - 10

Оптимизация дорожного движения - 4

Ремонт дворов - 178

Ремонт межквартальных проездов -206

Ремонт дорог в частном секторе и дорог к садовым обществам - 35

Обустройство остановочных пунктов - 72

Устройство и ремонт тротуаров - 37

Современные дорожные технологии, использующиеся в Красноярске

Технология

Заменяет

Преимущества

Недостатки

Холодный асфальт

Укладку асфальта традиционным горячим способом

Применение при отрицательных температурах. Срок хранения до 10 месяцев. Не требует специальных средств для ремонта

Цена холодной смеси в 5—10 раз выше горячей. Смесь пригодна только для небольших изъянов на дороге

Геосетка

Традиционную технологию дорожного строительства с применением бетонного основания и насыпных материалов

Увеличение несущей способности дорожного основания в два — два с половиной раза. Экономия песка и щебня до 40% на 1 км. Дорожная сетка может эксплуатироваться на протяжении 25 лет

Неприспособлен для заболоченных местностей. Неприспособлен к очень низким температура

Сларри сил

Традиционную технологию ямочного ремонта

Холодная технология, не требующая нагрева материалов. Запечатывает все трещины в асфальте, продлевая срок службы дороги. Не требует огромного объема автотранспортных работ

Дорогие материалы. Длительный срок ограничения движения по свежеуложенному слою

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА