Новости
Может ли смерть быть хорошей?
Число противников и сторонников эвтаназии равнозначно
Эта история поразила мир и заставила сторонников эвтаназии задуматься о необходимости проведения этой процедуры. Девятнадцатилетняя жительница Дании Карина Мелькиор провела в коме целый год. Девушка попала в аварию, получила серьёзные травмы головы. Когда её родители приняли решение отключить аппарат искусственного дыхания и передать органы дочери для трансплантации, Карина пришла в себя.
В этот момент девушку уже отключили от аппарата и готовили к операции. Сейчас Карина поправляется довольно быстрыми темпами. Врачи клиники, предложившие родителям прервать жизнь девушки, признают свою вину: мы поспешили, говорят они.
…В дословном переводе с греческого «эвтаназия» обозначает «хорошая смерть». Эксперты называют два вида эвтаназии: пассивную - это намеренное прекращение медиками лечения смертельно больного, испытывающего мучительные страдания, и активную - это намеренные действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть. К таким действиям, к примеру, относится введение препаратов, прекращающих жизнь.
Кроме того, различают добровольную и недобровольную эвтаназию. Первая осуществляется по просьбе больного. Вторая - без его согласия, на основании решения родственников или опекунов. Именно такое решение приняли родители Карины. И ошиблись.
Эвтаназия разрешена далеко не во всех государствах мира. В России она является преступлением и квалифицируется как умышленное убийство. Недавно принятый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» отдельной статьёй прописал, что «медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».
Правда, некоторые специалисты увидели в документе противоречие. Статья 33 даёт каждому из нас право на отказ от медицинского вмешательства. И уточняет, что, если решение об отказе от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, принимают родители или другие законные представители ребёнка, не достигшего возраста 15 лет, либо представители пациента, признанного недееспособным, медучреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов больных. Лечить пациента, не спрашивая его мнения, будут в тех случаях, когда он страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, тяжёлыми психическими расстройствами, или тех, кто совершил общественно опасные деяния. В праве на отказ от медицинской помощи некоторые усмотрели скрытое разрешение на пассивную эвтаназию.
Исследования показывают, что в нашей стране приблизительно одинаковое число противников и сторонников «лёгкой смерти». Недавно сотрудники Фонда общественного мнения спросили у жителей нашей страны, как они относятся к эвтаназии. Оказалось, что 32 процента респондентов считают допустимым официально разрешить «добровольную смерть» в России. Ровно столько же опрошенных категорически против. Остальные 36 процентов затрудняются ответить на этот вопрос.
Сторонники эвтаназии называют следующие аргументы: «Это гуманно, люди не должны против своей воли страдать», «Человек имеет право распоряжаться собственной жизнью», «Это допустимо в случае неизлечимой болезни». Противники считают: «Эвтаназия недопустима по религиозным соображениям», «Это убийство, самоубийство», «Возможны злоупотребления, преступления», «Могут быть врачебные ошибки, случаются чудеса, нужно бороться за жизнь человека до последнего», «Наша страна и общество не готовы к этому».
Позиция российских властей остаётся неизменной долгие годы: эвтаназия в нашей стране под запретом. «Как врач, я против этого явления, - сказала недавно в одном из интервью министр здравоохранения и социального развития РФ Вероника Скворцова. - Врач не Бог и не может решать за Господа, кому сколько жить. Такой грех на душу нельзя брать. Если человек очень сильно мучается, есть возможность облегчить его страдания, снять боль сильными препаратами, включая наркотические. Если у него удушье, есть современные возможности дать ему дышать. Даже если человек вообще недвижим, но он видит, как солнце всходит утром и заходит вечером, видит лица близких своих, это уже счастье бытия. Я против эвтаназии, она должна оставаться под запретом, но, думаю, об этом явлении люди будут размышлять».
Некоторые не просто размышляют, но и действуют, несмотря на запреты. Недавно суд Московской области приговорил офицера полиции к условному сроку за убийство собственной матери. Неизлечимо больная женщина молила сына о смерти, дважды пыталась покончить жизнь самоубийством. После убийства сын сам вызвал полицию, он очень переживал. Ему грозило серьёзное наказание - как минимум 15 лет лишения свободы. Но получил четыре года условно. Юристы считают, что таким наказанием - ниже нижнего предела, положенного Уголовным кодексом, создан важный прецедент - не наказывать сурово за эвтаназию. Хотя до этого судьи выносили более строгие приговоры.
Так, в Курганской области мужчина получил 3,5 года колонии строгого режима за то, что убил свою тяжелобольную сестру. Он также сам пришёл в полиции и сознался в совершённом. В 2004 году две девочки 14 и 17 лет задушили соседку. Женщина попросила их об этом, она была парализована после аварии, испытывала сильнейшие боли при любой попытке пошевелиться. Суд приговорил старшую в пяти годам лишения свободы, младшую - на полгода меньше.
О страданиях тяжелобольных людей больше других знают работники хосписов. Именно они помогают справиться с болью и облегчить последние дни пациентов с неизлечимыми заболеваниями. Игорь Мещанинов, заведующий хосписным отделением Красноярской городской больницы № 2, считает, что эвтаназия - процедура ненужная.
- Буржуазные забавы оставим западным государствам, для России эта тема неактуальна и неважна, - говорит он. - И без эвтаназии наше население сокращается более чем быстрыми темпами.
Крайне негативно к «хорошей смерти» относится православная церковь.
- В Основах социальной концепции русской православной церкви рассматривается эта тема, эвтаназия оценивается отрицательно, - рассказывает руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Красноярской епархии, иерей Сергий Мясоутов. - Каждая жизнь - великий дар Божий. И даже сам человек не может распоряжаться ей. Часто задают вопрос: зачем же испытывать мучения при неизлечимых заболеваниях, не гуманнее ли остановить их? Но мы не знаем, почему Бог держит этих людей на земле, что в этот момент происходит в их душах. Возможно, страдания - время для покаяния, исправления своих ошибок.
Тем не менее многие из тех, кому приходилось ухаживать за родственниками, уходящими из жизни в мучительных страданиях, высказываются за разрешение эвтаназии.
- Мы два года ухаживали за парализованной тётей, сначала у неё случились два инсульта, она слегла, а потом врачи диагностировали рак молочной железы - неоперабельный вариант, - вспоминает Олег. - Как она мучилась, не пересказать, препараты снимали боль только ненадолго. После всего, что она пережила, думаю, что хотел бы иметь право на эвтаназию.
Мнение Олега разделяют и другие красноярцы.
- Мне кажется, было бы неплохо, чтобы в крайнем случае у меня было право выбора: прервать собственные мучения или терпеть дальше, - говорит Анна Маринина. - Возможно, если момент выбора настанет, я и не воспользуюсь им, ведь никто не знает, что чувствует умирающий человек, может, буду хвататься за каждую соломинку. Но хотелось бы в теории иметь варианты решения ситуации.