Новости

До свиданья, Рамон…

До свиданья, Рамон…

Многие безнадёжно больные люди считают, что имеют право решать - жить им или умереть. Лёгкую смерть выбирали и знаменитые люди. Хотя перед смертью они немало страдали…

Георг V был королём Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии больше 20 лет. Он пережил Первую мировую войну. Он изменил порядки при дворе, стараясь отказаться от излишней роскоши. Вёл уединенный и замкнутый образ жизни и практически не вмешивался в управление государством, полностью передав его в руки премьер-министров.

Последние годы жизни Георг V хронически болел лёгочными заболеваниями, и несколько раз его состояние становилось крайне тяжёлым. Умер Георг V в Сандринхеме в январе. Лишь 50 лет спустя стало известно, что его лейб-медик барон Бертран Доусон по собственной инициативе совершил эвтаназию впавшего в кому после тяжёлого бронхита короля, собственноручно введя ему смертельную дозу наркотических веществ.

Основатель психоанализа Зи́гмунд Фрейд, который оказал значительное влияние на психологию, медицину, социологию, антропологию, литературу и искусство XX века, также прибегнул к эвтаназии.

Изучение истории болезни «отца психоанализа» показало, что у него была карцинома правого нёба, впоследствии перекинувшаяся на верхнюю челюсть. Фрейд трижды подвергался лучевой терапии и 33 раза был прооперирован, причём в большинстве случаев под местным наркозом и лишь последний раз - под общим.

Летом 1939 года Фрейд особенно сильно страдал от прогрессирующей болезни. Учёный обратился к ухаживавшему за ним доктору Максу Шуру, напомнив о данном ранее обещании помочь умереть. Поначалу дочь Анна, не отходившая ни на шаг от больного отца, воспротивилась его желанию, но вскоре согласилась. 23 сентября Шур ввёл Фрейду несколько кубиков морфия - дозу, достаточную для прерывания жизни ослабленного болезнью старика. В три часа утра Зигмунд Фрейд умер.

А обычному испанцу Рамо́ну Сампе́дро Камеа́ну пришлось долгие годы бороться за право выбрать лёгкую смерть. Этим он и стал знаменит. В возрасте 25 лет он, галисийский моряк, неудачно прыгнул со скалы в море и сломал позвоночник. В результате этой травмы был полностью парализован ниже шеи - по его собственным словам, превратился в говорящую голову на мёртвом теле. Рамон прожил почти 30 лет, прикованный к постели в доме на ферме неподалёку от побережья и окружённый заботами семьи.

Полная неподвижность не ослабила его ума и не лишила воли и сил. Он много читал и писал сам, держа ручку в зубах, даже работал на компьютере с помощью рта, активно общался с людьми. Но он не считал такую жизнь полноценной: взрослому, когда-то сильному мужчине невыносимо было оставаться в беспомощном положении. И он хотел умереть, но из-за неподвижности он не мог совершить самоубийство. Для этого ему требовалась посторонняя помощь, но эвтаназия в Испании незаконна, и содействие самоубийству наказывается заключением на срок от 6 до 10 лет. Поэтому Рамон начал борьбу за право на смерть. С начала 1990-х годов Рамон Сампедро вёл судебные бои с государством. Так, в апреле 1993 года он обратился в гражданский суд в Барселоне с просьбой не преследовать по суду тех лиц, которые окажут ему содействие в самоубийстве, но получил отказ. Затем он неоднократно пытался доказать в судах право на решение об уходе из жизни и ничего не добился. Но Рамон твёрдо решил умереть, и друзья ему помогли.

Примерно за три месяца до смерти друзья перевезли его с фермы в городскую квартиру, так как его родные всегда были категорически против его самоубийства. В выбранный день в комнате была установлена камера, снимавшая всё происходящее. В присутствии близкой подруги Рамона Манейро он зачитал своё завещание.

С помощью соломинки он выпил воду с ядом, который по крупице собирали несколько его друзей. Причём всю подготовку к самоубийству он спланировал так, чтобы каждое отдельное действие его помощников не могло повлечь за собой обвинение в убийстве. Что это были за друзья, не знала даже подруга бывшего моряка Манейро.

«Пути назад уже не было, - написала она в своей книге «Дорогой Рамон». - Мы смотрели друг на друга, и я продолжала шёпотом говорить с ним… Я радовалась, думая, что сейчас он закроет глаза и уснёт. До свиданья, Рамон. Но начались судороги. Я думала, что всё произойдёт очень быстро, но агония затягивалась…» Женщина признала, что Рамон не ожидал такого действия. Судя по его стонам, это не был тот мирный уход, на который они надеялись. Никто не знал точной дозировки яда. Когда глаза Рамона закрылись, она выбежала из комнаты и заткнула уши, чтобы не слышать стонов. Упрекая себя за слабость, она хотела вернуться и обнять его, но не стала нарушать план, который он обдумывал годами.

На следующий день Манейро забрали в полицию, и она два дня провела в камере, но за отсутствием доказательств дело было закрыто. Хотя родные Рамона Сампедро считают её убийцей, они никого не хотят преследовать по закону.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА