Новости

Крещённый огнём

Крещённый огнём

Нестареющая память ветерана

В Свердловской местной организации Всеройссийкого общества слепых совсем ещё недавно состояло на учёте участников Великой Отечественной войны около 20 человек. Не тружеников тыла или детей, когда-то волею судьбы оказавшихся жертвами фашистов и теперь приравненных к участникам, а самых настоящих, тех, кто с оружием в руках защищал свою Родину от нашествия врага. Сегодня же их в первичной осталось всего три человека. Один из них - Михаил Сергеевич Кузнецов. Воевал он на Мамаевом кургане и прошёл через ад, который не даёт ему покоя. Он вообще старается не касаться темы войны.

Но мне всё же удалось побеседовать с Михаилом Сергеевичем по душам у него дома. Когда мы пришли, нас встретила его жена, симпатичная моложавая энергичная женщина, Зинаида Федоровна, тоже давно пенсионерка. Она проводила нас в комнату, где находился супруг. Как радушная хозяйка предложила чаю, на столе появился ароматный арбуз. В квартире тепло, уютно. Я включила диктофон и подсела к нему на диван. Воспоминания увели нас в далёкие 1940-е.

Михаил Сергеевич Кузнецов родился 20 ноября 1925 года в селе Смоленское Алтайского края. Время было не из лёгких. В школу он пошёл поздно, и поэтому, когда закончил 7-й класс, в стране уже целый год шла война. Ещё учась в школе, он вместе со своими сверстниками работал на сельхозработах. А когда ему исполнилось 17 лет, его сразу же призвали в армию. Их полк формировался в городе Бийске из таких же, как он сам, 17-летних мальчишек. Их без всякой подготовки погрузили в эшелон и прямым ходом отправили под Сталинград. Михаил оказался на Мамаевом кургане, или, как тогда обозначалось на военных топографических картах, на высоте 102.0. Этот курган господствовал над всем Сталинградским фронтом и являлся главным звеном в его системе. Он позволял тому, кто владел этой вершиной, контролировать не только переправу через Волгу, но и практически весь Сталинград. Здесь в конце 1942-го и в начале 1943 года в течение 140 дней и ночей шли ожесточённые бои. Склоны кургана были буквально перепаханы бомбами, минами, снарядами, а вся почва перемешана с металлическими осколками. Это было место огромных человеческих потерь. Именно в это пекло и попали юные сибиряки. Воевать учились прямо на линии фронта. Многие, не успев даже сделать ни одного выстрела, остались там лежать навсегда. Михаила судьба пощадила. Он сменил три полка, так как люди в них не задерживались: одни погибали, других, ранеными, отправляли в госпиталь. Полк практически переставал существовать, а на его место переправлялся новый, в который и зачислялись оставшиеся в живых солдаты. Именно в районе Мамаева кургана 2 февраля 1943 года и закончилась Сталинградская битва. А чудом оставшийся в живых Михаил Кузнецов ещё целый год находился на линии фронта. В одном из боёв его тяжело ранило и контузило. Михаил долго лечился в госпитале, а затем ему дали отпуск по ранению и отправили домой, на Алтай.

После отпуска Михаила Кузнецова направили на военную медкомиссию, где признали годным к строевой службе. Но вместо фронта он получил назначение в воинскую часть, охраняющую лагерь немецких военнопленных, находившийся в его родном крае. Там он и встретил День Победы. А спустя год Михаил познакомился с девушкой по имени Евдокия. Они поженились, и вскоре у супругов Кузнецовых родилась дочь Людмила. Но семейное счастье оказалось непрочным. Они с женой развелись. Михаила Сергеевича перевели в Норильск и тоже в воинскую часть, охраняющую заключённых. Но теперь уже он был политруком и вёл среди младшего воинского состава охраны воспитательную работу. Он постоянно учился. Окончив торговый техникум, решил уйти в отставку.

Михаил Сергеевич переехал в Красноярск. Как норильчанина его приняли на работу в Норильторг. Но проработал он там недолго, так как с руководством базы не нашёл взаимопонимания, и устроился заместителем директора краевой базы общепита. Там Кузнецов и проработал до 1998 года, до ухода на заслуженный отдых. Его общий трудовой стаж составляет более 60 лет.

Михаил Сергеевич всегда любил ходить в театр. Посещал не только спектакли, но и концерты. Один из таких культпоходов определил его дальнейшую судьбу. Как-то в 1978 году в Красноярск на гастроли приехала Людмила Сенчина. Будучи её поклонником, он, конечно же, пошёл на её концерт, который проходил в помещении цирка. Рядом с ним оказалась молодая симпатичная женщина. Они познакомились. Её звали Зина. Она сразу же понравилась 53-летнему Михаилу. Не осталась равнодушной к нему и новая знакомая. Встреча на концерте имела продолжение. Знакомство их продолжалось около двух лет, а затем они стали мужем и женой. И вот уже 35 лет вместе. Сейчас Михаил Сергеевич инвалид первой группы по зрению. Но зрения Зинаиды Федоровны хватает на двоих. Они живут дружно, нежно заботясь друг о друге.

Всё дальше и дальше уходят страшные дни и ночи Мамаева кургана, на котором осталась юность 17-летнего Миши Кузнецова. До сих пор без слёз об этих событиях бывший солдат не вспоминает. Через несколько месяцев состоится юбилей: 70 лет окончания Сталинградской битвы, в которую непосредственный посильный личный вклад внёс и ветеран Великой Отечественной войны Михаил Сергеевич Кузнецов.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА