Новости
Кто чистит красноярские дороги
Скандист выходит в ночь
К девяти часам вечера улицы Красноярска освобождаются от интенсивного потока машин. И тогда у специалистов муниципального специализированного автотранспортного предприятия появляется несколько часов, для того чтобы с помощью техники подмести основные магистрали мегаполиса. Если же вдруг начнутся весьма вероятные в октябре заморозки, то на этот случай уже приготовлены грузовики с песчанно-солевой смесью, которая к утреннему часу пик не позволит образоваться опасному гололёду.
Чтобы посмотреть поближе на полуночные труды городских дорожников и выяснить, насколько Красноярск готов к встрече зимы, корреспондент «Городских новостей» вышел на ночное дежурство вместе с работниками дорожного хозяйства.
В кабине КАМАЗа нас трое - водитель Михаил Черкасов, стажёр Дима и ваш покорный слуга. На передней панели перед Михаилом лежит массивный пульт с кнопками, лампочками и переключателями, от которого куда-то под сидения уходит толстый, сантиметра три в диаметре, кабель. Не выходя из-за руля, водитель регулирует работу прицепленной к его самосвалу уборочной установки производства фирмы Scandia. Именно она наполняет кузов КАМАЗа подобранными с дороги песком, гравием, мусором. В специализированном автотранспортном предприятии таких уборочных прицепов семь штук, а управляющих ими водителей между собой называют скандистами.
Стоит сказать, что укрупнённый уборочной установкой КАМАЗ - зрелище внушительное. Понятно, что и скорость движения у него небольшая, и места на дороге он занимает ой как много. Так что появление такого на улице в час пик только усилит заторы. Поэтому при нормальных погодных условиях выходят подобные агрегаты только в ночное - чтобы не мешать остальным участникам движения.
- Конечно, тяжело работать в таком режиме, семья иногда обижается, - рассказывает Михаил. - Я домой прихожу - все на работу. Ухожу - все с работы приходят. Да и зарплаты у нас небольшие. Но делать нечего, нужно кому-то и город убирать. За смену очищаю шесть улиц, то есть проезжаю примерно 120 километров. Перед выездом 100 литров дизельного топлива заливаю в бак грузовика и 50 литров в бак «Скандии». К утру в КАМАЗе остаётся не более пяти литров солярки. Вообще улицы положено подметать с использованием воды, чтобы не пылить, но когда температура воздуха около нуля или ниже, то велика опасность испортить систему подачи жидкости. Поэтому метём улицы на сухую, уменьшив скорость вращения щёток.
Со среды на четверг ночь была спокойная - снегопада нет, и нужно в обычном режиме убраться на Коммунальном мосту. Если же с небес сыпется снег, то начинается аврал и дорогоочистка переходит в круглосуточный режим. Неделю назад так и случилось: с четверга на пятницу улицы Красноярска покрылись15-сантиметровым слоем снега. Так как о непогоде было известно заранее, на дороги с позднего вечера была выведена сотня единиц специальной уборочной техники, что вдвое больше обычного. По мере усиления интенсивности осадков количество спецмашин к утру было доведено до 199 штук.
В ту ночь на городские дороги было вылито 4,5 тысячи литров рассола - жидкий соляной раствор, который не даёт снегу схватиться ледяной коркой. Для приготовления рассола было использовано около трёх тонн сухого хлорида натрия. Заместителем главы департамента городского хозяйства Олегом Бузлуковым тогда ещё было сказано, что запасов антигололёдных химикатов в Красноярске хватит до конца года. А затем, с принятием нового бюджета, соль надо будет закупать дополнительно, чтобы хватило до весны и осталось на осень.
После обсуждения цен на противогололёдные смеси переходим на тему экологии. Как у экспертов, постоянно имеющих дело с оттаиванием дорожного льда, спрашиваю у парней: не отражается ли работа с реагентами на их здоровье? Говорят, что никаких проблем пока не обнаружили, единственный минус - быстро портится обувь и ходовая часть техники подвергается коррозии, что требует повышенного внимания. Вспоминаем, что, например, в Москве для обработки дорог используют другое вещество - хлорид кальция, а в Швейцарии такой же, как и в Красноярске, хлорид натрия. В Сочи вообще, говорят, решили поливать улицы морской водой - благо, далеко за ней ездить не нужно. А в некоторых странах Европы отказались от песка, соли и вообще хлорных реагентов. Вместо этого для борьбы со льдом они используют более дорогую, но безопасную мраморную и гранитную крошку. В других - дороги сами по себе обладают антигололёдным эффектом: асфальт содержит специальный компонент, препятствующий возникновению гололёда и облегчающий чистку дорог.
Но, наверное, ещё далеко до тех времён, когда в краевом центре появятся такие дороги, которые не надо будет чистить в щедрые сибирские снегопады. Пока в такую пору ритм работы городских дорожников просто переходит на непрерывный режим. Друг за другом следуют ночная уборка, короткая передышка во время утреннего часа пик где-нибудь под мостом на Белинского или на сложном кольце Игарской и 9 Мая. Потом снова уборка и подметание, посыпка солью, если надо. Вечером снова нужно переждать поток автомобилей, чтобы уйти чистить в ночь.