Новости

Куда девать резину?

Куда девать резину?

Наверное, каждый автомобилист со временем сталкивается с проблемой — куда деть изношенные шины. Лысая резина захламляет гаражи и балконы лошадных красноярцев, выбросить же автомобильную обувку на свалку для бытовых отходов не позволяет закон. Выход из этой ситуации попытались найти члены рабочей группы городского кластера “Охрана окружающей среды и утилизация отходов”.

Проблема сбора и утилизации отработанных шин актуальна не только для Красноярска. В России ежегодно появляется до 1,3 миллиона тонн изношенных автомобильных покрышек. Вывозимые на полигоны или раскиданные по территории города шины загрязняют окружающую среду. Как говорят специалисты, покрышки очень устойчивы к воздействию внешних факторов — солнца, кислорода, озона или бактерий, а потому способны очень долго храниться.

— Кроме того, скопление шин обладает высокой степенью пожароопасности, а продукты неконтролируемого сжигания оказывают крайне вредное воздействие на окружающую среду, — сказал на заседании рабочей группы руководитель управления по охране окружающей среды администрации Красноярска Кирилл Гупалов. — По разным сведениям, при сжигании одной тонны резины в атмосферу выделяется до 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. Несколько лет назад в Красноярске в микрорайоне Черемушки напротив кладбища “Шинник” случилось возгорание старой свалки резинотехнических отходов ныне не существующих шинного завода и РТИ. Пришлось принимать экстренные меры по тушению опасного пожара и его локализации.

По данным управления по охране окружающей среды, сегодня в Красноярске все резинотехнические отходы, в том числе и шины, вывозятся на специализированные полигоны. Но, как говорят специалисты, к старым покрышкам нужно относиться не только как к мусору, это ценное полимерное сырьё. В одной тонне шин содержится около 700 кг резины, которая может быть повторно использована для производства топлива, или тех же резинотехнических изделий, а также строительных материалов. 30 предприятий в России уже взялись за переработку этих ценных отходов. Из лысых покрышек они производят сырьё для промышленности, спортивных, кровельных и напольных покрытий, асфальта.

— В Красноярске рынок переработки бэушных шин ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса, — констатирует Кирилл Гупалов. — Конкуренция практически отсутствует, хотя в этом сегменте рынка сырьевые запасы постоянно возрастают из-за высоких темпов автомобилизации населения.

Время от времени отдельные бизнес-структуры налаживают в Красноярске сбор старых шин, которые вывозятся за пределы краевого центра (в основном в Новосибирск), но работа эта не стабильна. В городе образуются несанкционированные свалки отработанных покрышек, наиболее законопослушные организации вывозят резиновые отходы на специализированные полигоны. Как рассказал директор предприятия, обслуживающего один из таких сборников опасных отходов, Евгений Шепелёв, за год к ним привозят примерно две тысячи кубометров шин. Из-за высокой пожароопасности для отработанных покрышек необходимо обустраивать спецзахоронения. А это дополнительные затраты, потому и шины принимаются на плигон не бесплатно. За сдачу одного кубометра приходится заплатить 244 рубля.

Да и не экологично это — закапывать лысую резину в землю, считает заместитель начальника департамента транспорта администрации Красноярска Анатолий Зуев.

— Считаю целесообразным снижать затраты на захоронение шин за счёт реализации отходов в качестве вторичного сырья, — сказал Анатолий Зуев. — Или внедрять другие, менее затратные методы. Для транспортников вопрос утилизации отработанных шин очень важен. 90 процентов всех пассажирских перевозок в Красноярске осуществляют автобусы и троллейбусы. Только в муниципальных предприятиях ежегодно списывается порядка десяти тысяч шин. Например, только в одном трамвайно-троллейбусном депо ежедневно уходит в отходы одно колесо. А хранение отработанной резины требует больших складских площадей и повышенной пожарной безопасности.

В Красноярске существует единственное предприятие-переработчик шин, но за приём одного килограмма отходов оно требует уплатить три рубля. Транспортникам это невыгодно, они предпочитают сдавать покрышки нашим соседям — новосибирцам, которые за отходы ещё и доплачивают предприятиям.

Конечно, администрация города не вправе давить на частных предпринимателей, которые зарабатывают на переработке отходов. Но помочь в очистке Красноярска от опасных отходов в их силах. На заседании рабочей группы природоохранного кластера было решено в весенний двухмесячник по благоустройству города провести в Красноярске акцию по сбору шин, а заодно и проверить, как и куда вывозят отходы своей деятельности шиномонтажки.

Читайте также:

Что лучше: шипы или липучки?

Какая зимняя резина подойдёт именно вам?

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА