Новости
Торги под прицелом
Зарубежные серверы вторгаются на красноярский рекламный рынок
Результаты первых электронных аукционов на право аренды мест для размещения рекламных конструкций превзошли самые смелые ожидания. 10 торгов, состоявшихся 24-26 сентября, принесли в бюджет сумму, более чем пятикратно превышающую начальную.
- По одному из объектов начальная цена составляла 147 тысяч рублей, - рассказывает заместитель главы города, руководитель департамента муниципального заказа Владимир Щербенин. - А продан он был за один миллион пятьдесят восемь тысяч. То есть рост цены составил свыше семисот процентов.
Правда, по какой-то причине победитель отказался от заключения контракта. Но, согласно условиям, он теряет более 70 тысяч рублей в виде неустойки. А право победителя переходит к участнику, предложившему чуть меньшую цену - один миллион сорок три тысячи.
Это очень обнадёживающая тенденция с точки зрения пополнения доходной части бюджета. Особенно если учесть, что в ближайшее время на торги будет выставлено 235 подобных объектов. Речь идёт о местах, определённых в схеме размещения рекламных конструкций Красноярска, где закончились сроки действия прежних договоров. В соответствии с законодательством право заключить новый договор на пять лет предоставляется по результатам открытых торгов. Надо отметить, что кроме единовременных поступлений от реализации права на заключение договора бюджет пополнится и арендной платой.
Оператором, который осуществляет проведение электронных аукционов, совершенно естественно стал департамент муниципального заказа, имеющий огромный опыт организации и проведения торгов в рамках Федерального закона № ФЗ-94.
Итоги первых электронных торгов дают очень любопытную информацию о том, насколько рентабельным является рекламный бизнес и насколько высок здесь уровень конкуренции. И очевидно, что игра по новым правилам устраивает далеко не всех участников рынка. Достаточно много усилий прикладывается, чтобы убедить власть и общественность в том, что новации будут разорительными для местного малого бизнеса, что рынок наружной рекламы будет захвачен крупными московскими операторами.
Кстати, по поводу последних. Как отметил Владимир Щербенин, московские фирмы в Красноярске присутствуют давно и прочно.
Итог 10 аукционов на право размещения рекламных конструкций в Красноярске (руб.)
Общая начальная цена выставленных объектов - 1515450,98
Общая итоговая цена проданных объектов - 7500731,98 (505,35 %)
Что же касается их наступления на местных конкурентов, то опять-таки первые торги показали, что восемь из десяти победителей - красноярцы.
Предметом критики со стороны профессионального сообщества является и сам формат торгов. По мнению ряда представителей бизнеса, электронный механизм технически несовершенен, слабо защищён от посягательств злоумышленников и потому его применение нарушает законные интересы участников аукциона. Предлагается перейти к формату классических «молотковых» аукционов.
По мнению Владимира Щербенина, у торгов в ручном формате есть один весьма существенный недостаток - отработанная технология сговора участников. О чём можно договориться? Ну, например, о том, что если начальная цена объекта равна ста тысячам рублей, то бюджету вполне хватит двухсот. И незачем поднимать её до миллиона.
А вот электронные торги сводят эту возможность к минимуму. Что собственно и показала практика. В условиях полной анонимности участников решающим фактором становится конкуренция за место и готовность предпринимателя платить ту цену, которую он считает реальной для рентабельного бизнеса. При этом и количество заявок, и интенсивность подаваемых ценовых предложений показали очень высокую заинтересованность игроков рынка.
Что же касается технического несовершенства и слабой защищенности, то можно было бы, конечно, сослаться на то, что программное обеспечение для торгов разрабатывалось признанными специалистами Красноярского института вычислительного моделирования, а «железо» серверов администрации оснащено всем необходимым инструментарием защиты. Но случилось так, что система уже на первых аукционах прошла испытание на прочность.
- 24 сентября в 16.15 на наш сервер была произведена пробная DDOS-атака, которая продолжалась 30 минут, - рассказывает Владимир Щербенин. - Она велась преимущественно с зарубежных серверов, торги к тому времени уже завершились. Однако 25 сентября в 07.58 началась первая часть основной DDOS-атаки, которая продолжалась 40 минут по шаблону, отработанному в предыдущий день. Поскольку нашими специалистами были уже приняты соответствующие меры противодействия, эта часть атаки оказалась неэффективной. Торги начались. Но в 09.05 интенсивность атаки усилилась, а её шаблон был изменён в сторону имитации реальных пользователей. «Железо» серверов подверглось жестокой нагрузке.
В этих условиях было принято решение блокировать доступ к серверам для внешнего мира. Таким образом, аукционы, назначенные на 25 сентября, не состоялись. Они были перенесены на 26-е, а все участники своевременно проинформированы. Разумеется, были приняты и технические меры противодействия. И очередная атака, которая началась 26 сентября, разбилась о защиту. Аукционы были успешно проведены.
Установить, кто стоял за этой акцией, - задача, которой занимаются сегодня компетентные органы. Однако очевидно, что заказчик находится не в Индонезии или ОАЭ, откуда велись действия. И если бы попытка сорвать торги оказалась удачной, это было бы мощным аргументом в пользу «ручных» аукционов.
Атаки на сервера торговых площадок, когда речь идёт о серьёзных интересах, сегодняшняя реальность, с которой приходится считаться. Однако, как заявил Владимир Щербенин, все заявленные торги по местам размещения наружной рекламы будут проведены. Электронные аукционы показали свою эффективность, и в условиях напряжённого бюджета важен каждый рубль поступлений. Более того, в ближайшей перспективе ещё одно направление. Речь идёт о размещении временных сооружений - павильонов, киосков, ларьков и тому подобных объектов. Здесь также предполагается ввести практику электронных торгов, и уже в ноябре предполагается провести первые десять пробных аукционов. Если они тоже окажутся эффективными с финансовой точки зрения, то на торги могут быть выставлены около 240 объектов.