Новости
Волком не съеден, НКВД не взят
Нашему земляку-красноярцу исполнилось 103 года
Светлые шторы, кремовые полы и обои в тон - в просторной квартире на улице Судостроительной сегодня царит предпраздничная суета - на чай к 103-летнему имениннику Алексею Захаровичу Мамаеву прибудет железнодорожное начальство. На красиво сервированном столе - отменные закуски и сласти, хозяева, волнуясь, приносят последние блюда и напитки. Сам юбиляр, в выходном костюме с рядами орденов и медалей, взирает на женскую суету со снисходительной улыбкой, старается скрыть волнение от предстоящей встречи. Даже опираясь на трость, мужчина старается держаться прямо, глаза его излучают свет доброты и мудрости.
Людьми старой закалки называют таких, как Алексей Захарович. У подобных ему представителей старшего поколения - особенный дух. Они привыкли отдавать себя, не жалея, участвовать в событиях, а не узнавать о них по телевизору. Их жизнь была тяжела и некомфортна, но счастливее и веселее, чем диванно-офисное бытие многих современников. Общая черта героев прошлого - любовь к труду, на всю жизнь, без измен с отпусками и выходными.
Алексей Захарович Мамаев родился в 1909 году в Иркутской области в семье железнодорожников, его отец был стрелочником на станции, а мама - путейской рабочей. Прошёл путь от помощника машиниста до начальника паровозного отделения станции, вся его профессиональная биография - более полувека. Имеет звания почётного железнодорожника, ветерана труда, знак «Отличный паровозник», орден Ленина. Если сложить трудовые годы всех железнодорожников семьи Мамаевых, наберётся без малого двести лет.
- Мы гордимся тем, что у нас трудился профессионал такого высокого уровня, - говорит Владимир Рейнгардт, начальник Красноярской железной дороги, пришедший поздравить ветерана магистрали. - Ваши трудовые свершения говорят о внутренней силе характера и стойкости, которые и помогли вам столько сделать для железной дороги.
Вручив Алексею Захаровичу памятный подарок и цветы, коллеги и близкие ветерана садятся за стол. Под чай с тортом завязывается беседа. Опытному железнодорожнику есть что вспомнить.
- Когда был школьником, вечером помогал пастуху пасти овец, - рассказывает ветеран. - Тот однажды отлучился, я пас один. Вдруг прибежала волчица схватила ягнёнка и потащила в чащу…
Паренёк не испугался, бросился за хищницей, бежал несколько километров. Догнал! Хищница бросила добычу и вернулась в лес.
После семилетки Алёша Мамаев окончил школу ученичества Томской железной дороги, после был слесарем локомотивного депо станции Ужур. В этом месте прошла почти вся профессиональная жизнь Мамаева. Какой бы высокий пост не занимал, уходил домой последним, приходил первым, не гнушался надеть комбинезон и забраться под локомотив, посмотреть, всё ли в порядке с машиной.
Активному специалисту не раз предлагали заманчивые места работы вне железной дороги, например, должность начальника милиции. И каждый раз Мамаев находил повод отказаться.
- Однажды мне даже предложили стать секретарём партийной организации в Хатанге, - говорит Алексей Захарович. - Но я сказал, что грамоты мне не хватает. Конечно, покривил душой, ведь я писал и читал на «пять». Просто не хотелось уходить куда-то в другое место.
В годы жестоких репрессий Алексей Мамаев чудом избежал участи «врагов народа». Однажды он заметил в деповской столовой незнакомца. Мужчина с холодным взглядом ничего не ел, сидел и небрежно перекидывал костяшки на счётах.
Здравствуйте! Что-то вы не кушаете, а что-то считаете? - наивно обратился железнодорожник к чужаку.
А вот прикидываю, сколько лет лагерей тебе дать, - с ухмылкой ответил мужчина. - Ты же польский шпион и наймит, противник советской власти!
Ошарашенный Мамаев не мог вымолвить и слова. Обида и боль жгли сердце. Как он, с утра до ночи трудящийся на благо советской Родины, мог её предать? Действительно, у него были друзья поляки, но никогда никаких антисоветских разговоров они не вели, ни о чём секретном не спрашивали. От ареста Мамаева уберегло только заступничество высокого начальства.
Во время войны, в 1943 году, Алексея Мамаева перевели в Красноярск, назначив заместителем начальника паровозного отделения. Ежедневно сюда приходило до 800 тонн угля, разгружали вагоны сутками, работали, как двужильные.
- Сотни тонн угля тогда перелопатили! - вспоминает ветеран. - И ни одного срыва не было.
За что бы Алексей Захарович ни брался, всё старался делать без промедлений.
- Давай-давай быстрее - любимое выражение отца, - с улыбкой делится дочь ветерана, Галина Алексеевна. - Он старался сделать всё как можно лучше и быстрее, и эти его слова к нему и прилепились, стали прозвищем.
Женщина рассказывает, что её отец - человек большой сердечной теплоты.
- Однажды, возвращаясь с работы, принёс на руках выпившего человека, который замерзал в снегу, - вспоминает она. - Сам стал растирать ему руки, ноги, приводить в себя, отпаивал горячим чаем. Спасённый потом долго благодарил Мамаева.
После войны Мамаев вновь вернулся на станцию Ужур, тянуло туда, где начинал работать. Больше двадцати лет занимал разные посты, в 1968 году ушел на пенсию.
Но выйдя на заслуженный отдых, не успокоился, завёл пасеку, много работал по обустройству дома, трудился в огороде. Уже совсем в преклонном возрасте, оставшись вдовцом, справлялся с хозяйством в одиночку, не решаясь перебраться к детям, в город.
- Он у нас в 90 лет щи варил, печку топил и даже пироги пёк, - говорит дочь ветерана. - Настряпает и приглашает соседских ребятишек из небогатой семьи угоститься.
…Сегодня Алексей Михайлович живёт в Красноярске. У него трое детей, шесть внуков и шесть правнуков. Молодёжь часто приходит к деду пообщаться, послушать его рассказы. Ведь людям старой закалки всегда есть о чём рассказать.