Новости

Штучный товар

Штучный товар

О чем пианист с президентом разговаривал

«В школе одарённых детей при Гнесинке, где я учился, никогда не было больше четырёх общеобразовательных предметов в день, - вспоминает Михаил Бенюмов, профессор академии музыки и театра, заслуженный деятель искусств России. - При этом два учебных дня в неделю из шести были полностью отданы занятиям музыке».

Сегодня, по словам Михаила Бенюмова, в Красноярске нет учебного заведения, где талантливый ребёнок мог бы заниматься музыкой с полной самоотдачей. В своё время была попытка создать подобное специальное профессиональное заведение среднего звена при Красноярской академии музыки и театра, что-то вроде ЦМШ. Музыкальный лицей давал прекрасные результаты. Но потом оказался вне закона как не соответствующий вновь принятым стандартам общего среднего образования.

Впрочем, для учебных заведений, которые имеют официальный федеральный статус специальных школ, тоже наступили непростые времена. Связано это не только со скудным по сравнению с советскими временами финансированием, но и со всевозможными образовательными реформами и стандартами, которые в последнее время принимаются в нашей стране. Сыр-бор разгорелся в прошлом году, когда прошли общественные обсуждения нового базового законопроекта об образовании. Тогда впервые Минобрнауки замахнулось на специальное образование в сфере культуры и искусства. Новый документ ставил под удар практически все звенья художественного образования России. Больше всего дискуссий вызвало положение о том, что приём в средние профессиональные учебные заведения искусств может осуществляться только после окончания одарённым подростком обязательного общего образования, то есть после девятого класса обычной школы. Таким образом, музыкальные школы при консерваториях, хореографические училища и им подобные заведения могли бы лишиться возможности приёма учеников с традиционно принятого в этих видах искусства возраста: с шести лет в музыке и с десяти - в балете. Министерство образования и науки объяснило свою позицию заботой о правах ребёнка: в семь лет и даже десять лет дитя ещё не может принимать самостоятельных решений, а, стало быть, подчиняется чужой воле, воле родителей, что ущемляет ребячьи права. Якобы негуманно заставлять ребёнка заниматься ранней профессиональной деятельностью, что это насилие над маленьким человеком. Тогда против нового порядка встали ведущие педагоги страны и различные деятели культуры. На время показалось, что опасность отступила. Вроде бы бюрократическая система дала обратный ход. Но нет: в стране приняты новые образовательные стандарты, которые как дамоклов меч снова нависли над юными дарованиями. В общем, окончательно вопрос об образовании одарённых детей не решён до сих пор. Он опять поднимался на Совете по культуре и искусству, который президент страны Владимир Путин провёл в конце сентября.

С президентом о судьбе специальных школ заговорил народный артист России, блистательный пианист Денис Мацуев, который сам прошёл через советскую школу художественного непрерывного образования и начал учиться профессии с семи лет. Он говорил, что наша школа уникальна, очень результативна и не имеет аналогов в мире, она - предмет зависти других, даже очень продвинутых в плане культуры и искусства государств. Но может статься, что скоро самая лучшая система художественного образования будет просто уничтожена.

Наша система художественного образования была лучшая в мире. Российские музыкальные и хореографические дипломы - единственные документы об образовании, которые не требуют подтверждения за рубежом.

Особую обеспокоенность у пианиста вызывают бесконечные реформы образования. «В России появился так называемый образовательный стандарт третьего поколения, по которому с будущего года будут работать не только общеобразовательные учебные заведения, но и восемь специальных музыкальных школ плюс три хоровых. По новым стандартам эти учебные заведения начинают профессиональное музыкальное образование детей только с 5-го класса, что, в общем-то, на корню убивает нашу уникальную систему. Потому что если начинать играть на рояле только в 12 лет, это может привести к плачевным результатам».

Более того, имеющихся специальных школ сегодня недостаточно, считает Денис Леонидович. «География музыкальных десятилеток заканчивается у нас на Новосибирске, - отметил Денис Мацуев, - а за ним ещё и Красноярск, и мой родной Иркутск. Я в качестве вице-президента фонда «Новые имена» езжу по всей стране и вижу, насколько талантливы наши ребята. Более того, скажу, что лучшие музыканты обычно родом из провинции. Дело за малым - нужно помочь юным дарованиям, дать хорошее профессиональное образование, а это возможно только в специализированных учебных заведениях, которых сегодня очень мало для такой огромной страны. Плюс к этому их будущее под угрозой».

Владимир Путин разделил озабоченность пианиста. «Если десятилетки умрут, мы невозвратно потеряем то, чем гордимся столетиями», - отметил он. И велел Министерству культуры разобраться с ситуацией. Результата, как отметил Денис Мацуев, который на прошлой неделе побывал в нашем городе, пока нет. Но забывать о проблеме нельзя.

С ним согласны и красноярские музыканты, которые занимаются воспитанием юных дарований. В нашем городе, к сожалению, нет специализированной музыкальной школы как таковой. Попытка создать подобное учебное заведение была предпринята в 1990 году. Тогда в Красноярской академии музыки и театра была создана подготовительная группа, которую через год переименовали в отделение довузовского образования. В 1994 году оно было преобразовано в Музыкальный лицей, который вошёл в муниципальную систему общего образования. Сейчас это общеобразовательная школа - гимназия № 12 Центрального района.

«Мы ничуть не жалеем, что стали частью муниципальной системы, - рассказывает Анна Якобсон, директор гимназии № 12. - Город нам помогает. Недавно купили нам новый инструмент: очень хорошие учебные рояли. У нас два здания. В первом на улице Стасовой у нас идут обычные школьные занятия, на Марковского дети приходят на индивидуальные занятия с педагогами по дополнительной специальности. Всего у нас три отделения: музыкальное, театральное и хореографическое. Занятия с детьми ведут лучшие педагоги академии музыки и театра. Наши учащиеся - победители российских и международных конкурсов, выпускники поступают в ведущие музыкальные вузы России и зарубежья. Они - гордость Красноярска».

Но есть одна очень серьёзная проблема. Так как гимназия - общеобразовательное учреждение, она обязана жить по правилам обычных школ. Ребятишки полностью должны освоить школьную программу, а постижение азов искусства у них идёт в виде дополнительной программы. Все учащиеся получают образование в структурном подразделении дополнительного образования «Школа мастерства «Виртуоз».

Это не самая большая беда, считает Анна Дмитриевна: музыкально одарённые дети талантливы во всём и справляются с очень большими нагрузками. Намного хуже то, что сегодня гимназия обязана принимать всех желающих. Причём без конкурса. То есть среди маленьких музыкальных гениев есть и обычные ребятишки, которым, как бы ни старались педагоги, не дано стать будущими Рихтерами, Мацуевыми или Хворостовскими. «Присутствие таких ребятишек, для которых искусство не является смыслом жизни, поменяло атмосферу в нашей школе, - говорит Анна Якобсон. - Особая аура, которая обычно бывает в школах для одарённых детей, начала исчезать. Ребёнку, который несколько часов день должен заниматься на скрипке, непонятно, почему он должен играть гаммы, а в это время его одноклассники гоняют в футбол. У талантливых детей стала размываться мотивация к музыкальным занятиям. Если бы у нашего учреждения был статус специальной школы, то мы смогли бы избежать всех этих проблем. Во-первых, скорректировать образовательную программу, сделать акцент на художественное образование, во-вторых, набирать детей на конкурсной основе».

«Наша система образования в области искусства не давала сбоев, она была лучшая в мире, - говорит Михаил Бенюмов. - Российские музыкальные и хореографические дипломы - единственные документы об образовании, которые не требуют подтверждения за рубежом. Русским дипломам там доверяют больше, чем собственным. Но сейчас всё в корне меняется. Законодательная база нашего художественного образования, похоже, разрушается до основания. Если так будет продолжаться и дальше, у нас не будет не только Ойстрахов, Коганов но и просто добротных оркестровых музыкантов, а следовательно, и хороших оркестров. Точно знаю, что если не начинать заниматься с ребёнком в 6-7 лет, то навёрстывать упущенное затем будет очень сложно. Такова человеческая природа, физиология и психология. Если в 12 лет ты не играешь с оркестром, то не можешь рассчитывать на карьеру солиста. Если в 15 лет ты не играешь очень добротно, качественно, то и музыкантом оркестра вряд ли будешь».

Для справки:

Первая в мире специализированная школа для одарённых детей была открыта в 1933 году в Одессе. Она была создана на базе частной школы прославленного педагога-скрипача Петра Столярского по приказу Сталина. Столярский называл свою школу «фабрикой талантов». Из стен одесской десятилетки вышли такие гениальные музыканты, как Елизавета Гилельс, Натан Мильштейн, Самуил Фурер, Давид Ойстрах… По образцу одесской десятилетки позже создавались аналогичные учебные заведения в Москве, Ленинграде, Свердловске.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА