Новости
Станцуем сальсу под Баха
Чтобы играть на скрипке, нужно освободить сердце
Хьюго ТИЧЧИАТИ первые уроки скрипки начал брать в Лондоне, когда ему исполнилось семь лет. «У меня всегда была любовь к музыке, - рассказывает молодой скрипач. - Мама, конечно, говорила: «Надо заниматься», но силой никто не заставлял. Мы с братом и сестрой вставали в шесть утра и занимались музыкой вместе. Но у меня оставалось много времени на спорт и прочие детские радости».
После выступления на Эдинбургском фестивале, в возрасте 12 лет, Хьюго Тиччиати стал знаменитым. Сегодня его считают одним из самых ярких и интересных молодых скрипачей мира и прочат большое будущее. Хьюго Тиччиати - победитель многих международных конкурсов, а также обладатель нескольких именных стипендий. В 2007 году он был принят в почётные члены Королевской школы музыки в Великобритании. Тиччиати гастролирует и проводит мастер-классы по всему миру.
Англичанин, живущий сегодня в Швеции, хорошо говорит по-русски. Говорит, что этим обязан своей учительнице - Нине Балабиной. Она - русская, училась в Санкт-Петербурге, но уже двадцать лет живёт в Швеции, где создала музыкальную школу. Хьюго специально поехал в Швецию, чтобы получить там образование.
Хьюго довольно много выступает в России. В этом году он впервые побывал в Сибири в качестве гостя Международного фестиваля «Сибирь - Европа».
- Почему Вы решили учиться у русских педагогов за границей, а не поехали для этого в Россию? Ведь если бы получали образование в Питере или Москве, то погружение в русскую школы было бы, наверное, более глубоким?
- Не думаю, что место, страна, где ты учишься, имеет значение, главное, что представляет собой человек, у которого ты берёшь уроки. Я встретил свою учительницу в Англии, но так как она живёт в Швеции, уехал жить туда, чтобы заниматься у неё. Нина Балабина - продолжатель школы Ойстраха, Ваймана… И чтобы научиться играть по-русски, не надо ехать обязательно в Россию. Мир стал интернациональным, поэтому встретить прекрасного педагога можно везде, в том числе и русского.
- Вы почувствовали разницу между русской и европейской скрипичными школами?
- Конечно. Качество русской школы другое, оно намного выше. Ведь ей столько лет. Но в принципе база везде одна и та же. На мой взгляд, самое главное в игре на скрипке - быть свободным. Причём должно быть свободно не только твоё тело, но и сердце.
- Согласились ли Вы переехать в Россию, если бы Вам предложили хорошую работу ?
- Может быть. Меня совсем не пугает Россия как место жительство. Мне здесь очень нравится, особенно в Питере, где приходилось выступать не раз. Этот город очень впечатляет.
Не обязательно, чтобы исполнение было аутентичным, через сто лет Баха будут играть совсем по-другому. Самое главное - это выходить на сцену с открытой душой.
- Какой скрипач является для Вас эталоном?
- Конечно, Давид Ойстрах. Это такой масштаб! Но среди современных музыкантов есть много хороших скрипачей, у которых есть чему поучиться. Я обожаю Гидона Кремера, это очень умный человек и музыкант.
- Знакомо ли Вам имя Яша Хейфеца, который стал проводником русской скрипичной школы на Западе?
- Да. Но не могу сказать, что Хейфец является для меня идеалом. В миниатюрах он великолепен. Но мне не очень нравится, как он исполняет большие произведения - Брамса, Моцарта, Бетховена… Это не мой стиль, меня не трогает. Но с точки зрения техники он - феноменален. На взгляд он немножко жадный - не всего себя отдаёт музыке. В отличие от Хейфеца у Ойстраха открытое сердце.
- В Вашем репертуаре - музыка Прокофьева, в которой много аллюзий, обращений к российской истории, к тому времени, когда он жил. Вам всё понятно в его произведениях?
- Язык музыки интернационален. Выдающаяся музыка не нуждается в переводе. Поэтому я, англичанин, живущий в Швеции, с наслаждением играю Прокофьева, Баха, Моцарта… И не обязательно, чтобы исполнение было аутентичным, через сто лет, возможно, того же Баха будут играть совсем по-другому. Самое главное - выходить на сцену с открытой душой, быть честным перед собой и публикой, играть только то, что ты чувствуешь. Если честности нет, никакое технически совершенное владение инструментом не спасёт тебя.
- А Вы какое-то повествование выстраиваете у себя в голове, когда играете то или иное произведение?
- По-разному. Бывает, что впечатления от сочинения настолько сильные, что я хочу передать духовность, нежность и интеллектуальность музыки Баха. Когда играешь Прокофьева, всегда есть два повествования. Один пласт - очень глубокий. Другой - иронический, как бы взгляд сверху. Между этими двумя линиями всегда есть диалог, который очень важен и который я всегда стремлюсь передать.
- Знакомы ли Вы с Ванессой Мэй? Нравится ли Вам, что делает Ваша соотечественница?
- Лично нет. И не особо слежу за её творчеством. Помню, как десять лет назад она играла Вивальди и Баха в стиле техно-поп. Было довольно любопытно, мне нравится её стремление играть по-новому, то, что она находится в поиске. Но всегда нужно уважительно относиться к традициям. И соблюсти баланс между новым и старым очень трудно.
- Вы сами экспериментируете в какой-либо области?
- У меня есть фестиваль в Швеции. В этом году главным протагонистом был Монтеверди. Я попросил певицу из Аргентины и танцевальный коллектив сделать аранжировку музыки Монтеверди под танго. Получилось так: сначала идёт академическое звучание мелодии, потом она постепенно превращается в танго. Мне кажется, такая интерпретация сочинения классического композитора очень интересна и гармонична, потому что в музыке Монтеверди есть некая сексуальность, присущая танго. Именно поэтому мне захотелось соединить два жанра. Ещё один эксперимент - Бах и сальса. Классический вариант. Это история о том, как классическая трактовка «Гольдберг - вариаций» перешёл в танец. Под неё танцевали два чемпиона по сальсе. Я хотел поговорить с публикой на современном языке, но через Баха и Монтеверди.
- Знаю, что Вы занимаетесь ещё и наукой?
- Много работая с музыкой, понял, что должен почувствовать её не только через руки, тело, но и через свой ум. Моя работа на стыке между дзен-философией и музыкой. Я изучаю, как это всё сочетается и влияет друг на друга. Я работаю в паре с товарищем из Кембрижда, мы вместе пишем книгу.
- Что значит быть почётным членом Королевской школы музыки Великобритании?
- По сути, это просто бумага, но она подтверждает качество твоего образования. Королевская школа музыки - очень хорошая школа, иметь её диплом престижно. Для его получения нужно держать экзамен по игре и сделать письменную работу.
- Приходилось ли Вам играть перед английской королевой?
- О, да. Перед английской королевой я играл давно, в 12 лет - это был какой-то концерт. Ещё я довольно часто имею честь выступать перед монархами Швеции.
- Вы играете на очень дорогом инструменте высочайшего класса - скрипке Baron Knoop Руджиери. Как она к Вам попала?
- У меня есть близкий друг, немец, он очень состоятельный. Несколько лет назад у меня должен был состояться концерт в Карнеги-холл, и он мне сказал: «Там надо играть на настоящей скрипке», и презентовал мне Baron Knoop Руджиери.
- А сейчас в Вашей жизни есть увлечения и развлечения обычного молодого человека? Ходите ли, например, на дискотеки?
- Я люблю танцы. В своё время брал уроки сальсы. Сегодня больше времени отдаю чтению, медитации, занимаюсь на скрипке, встречаюсь с разными людьми. Всё это мне доставляет удовольствие, я не чувствую, что чем-то обделён. Моя жизнь построена на дзен-философии, которая говорит, что нужно жить сейчас и сегодня, а не будущим или прошлым. Поэтому я встаю каждый день и чувствую себя очень счастливым.