Новости

Юрий и Симон

Юрий и Симон

Живописный симфонизм - так это называли

Мы видим спектакль. Красивый. Достойный. И не всегда понимаем, кто за этим стоит. Мы, красноярцы, получили уникальную возможность понять-принять двух гениев: Григоровича и Вирсаладзе. Один - балетмейстер, другой - театральный художник. Их творчество соединили в одной экспозиции организаторы выставки «Сила великого искусства».

У нас, красноярцев, есть уникальная возможность увидеть, как это делалось на самом деле. В музее Б. Я. Ряузова демонстрируется выставка «Сила великого содружества». В экспозиции представлены экспонаты из фонда Государственного центрального театрального музея им. А. А. Бахрушина (Москва) - это эскизы декораций к спектаклям великого балетмейстера Юрия Григоровича, костюмы, а также афиши к шести знаменитым балетам мастера. Выставка посвящена творческому союзу двух гениев XX века - хореографа Юрия Григоровича и театрального художника Симона Вирсаладзе.

Выдающийся художник Симон Вирсаладзе был «действующим» лицом всех балетов Юрия Григоровича, «переводчиком» музыки и танца на язык живописи. Про Вирсаладзе справедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколько сам танец.

Художник досконально знал хореографическое искусство и обладал изысканным, тонким вкусом, создавая декорации и костюмы поразительной красоты, украсившие сцены Большого и Кировского театров, а также других ведущих театров мира, где были поставлены балеты Григоровича.

Выставка «Сила великого содружества» раскрывает гениальный союз двух мастеров как единое великолепное зрелище, застывшее в эскизах декораций, костюмах, а также афишах шести знаменитых балетов Григоровича. Творческий метод Вирсаладзе получил название «живописный симфонизм».

…Фигуры для спектакля. Сарафаны, косоворотки, сапоги - везде (!) подписаны фамилии. Одни из сапог просто зачёркнуты - ну не понравились они режиссёру именно на этом персонаже. «Каменный цветок»: здесь - народные элементы, которые не имели права присутствовать в классическом балете. «Иван Грозный» - купола соборов, тёмное «исподнее», тёмный страшный фон...

Сотрудники музея говорят, что школьники на экскурсиях почему-то всегда притихают именно на этих картинах. История - штука сложная...

Один из самых ярких образов - балет «Спартак». Восстание рабов, решённое художником с высочайшим мастерством. В землисто-серые, бурые лохмотья постепенно как бы вкрапливались элементы красного: у голени, у бедра, на груди. И как будто у каждого спартанца в итоге вроде бы вырастал за спиной алый плащ...

Как говорят специалисты, «сложнейшая многоплановая живописная структура образов «Спартака» была безупречной. Её эволюция, точно и глубоко обусловленная музыкой, динамика колористического раскрытия сценического действия была разработана от эпизода к эпизоду, от акта к акту. Живопись Вирсаладзе во многом определяла пластический рисунок хореографии и вместе с тем сама была рассчитана на жизнь в танце и восприятие вместе - в неразрывной взаимосвязи с музыкой. В этом смысле балет «Спартак» явился примером высочайшего синтеза музыки, хореографии и живописи, и совершенно закономерно, что именно за этот спектакль Вирсаладзе (вместе с Григоровичем и исполнителями главных партий) был удостоен звания лауреата Ленинской премии 1970 года.».

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА