Новости

Большой Никифор (улица Бегичева)

Большой Никифор (улица Бегичева)

О причине смерти узнали через 30 лет

Бегичев Никифор Алексеевич (1874-1927) - российский военный моряк, Георгиевский кавалер (награду получил за участие в русско-японской войне), охотник-промысловик, исследователь Арктики, последний русский землепроходец. Умер от цинги во время зимовки. Памятник установлен на Диксоне.

Можно только предполагать, что стало бы с этим незаурядным человеком в 1937 году. С одной стороны, он много сделал для исследования Севера, его ценило советское правительство. С другой - поддерживал отношения с Колчаком и даже в своё время спас ему жизнь... Речь идёт о русском землепрохожце Никифоре Бегичеве, которого коренные обитатели Таймыра звали Улахан Анцыфер - Большой Никифор.

Будущий полярный одиночка с детства мечтал о море, о риске. Судьба оказалась к нему благосклонной. Морскую службу Бегичев начал в Кронштадте, потом ходил по Атлантическому, Индийскому, Тихому океанам, много раз пересекал экватор и втайне мечтал, что когда-нибудь совершит собственные открытия.

В 1900 году он попал в арктическую экспедицию на шхуне «Заря», которую возглавлял барон Эдуард Толль. Экспедиция должна была - ни больше ни меньше - отыскать таинственную Землю Санникова. На шхуне судьба свела Бегичева с лейтенантом-гидрографом флота Александром Колчаком.

Улица Бегичева расположена в Советском районе.

«Заря» вышла из Санкт-Петербурга летом, а в сентябре уже встала на первую зимовку недалеко от Диксона. Летние поиски не дали результатов, и судно осталось на вторую зимовку. Весной 1902 года Толль решил возобновить плавание. С борта «Зари» отправились две экспедиционных партии: первая - на остров Беннетта во главе с самим Толлем; вторая - на остров Новая Сибирь. Позже «Заря» должна была забрать обе партии. Но шхуну намертво сковало льдом, и надо было срочно снимать экспедиции с островов.

Спасательную операцию формально возглавил Колчак, но фактически ею руководил Бегичев. Никифор Алексеевич спас Колчака, когда тот при переходе через торосы провалился в воду, захлебнулся и стал стремительно уходить под лёд. Боцман сбросил тулуп и нырнул за гидрографом в полынью.

Спасательный поход длился 42 дня: на корабельной шлюпке - по разводьям, пешком - по льду. Наконец на острове Беннетта были найдены следы пребывания и вещи экспедиционной партии Толля. Обнаруженное там письмо свидетельствовало о гибели всех её членов.

Хотя Земля Санникова не была найдена, экспедицию нельзя считать безрезультатной. Были открыты, исследованы и описаны многие неизвестные до того острова и участки побережья, проведены важные научные наблюдения, составлены морские и сухопутные карты. Об этом Колчак сделал доклад в Русском географическом обществе 2 марта 1904 года. А боцман Бегичев за поход был представлен к золотой медали.

Потом началась русско-японская война, и военный моряк отправился добровольцем на защиту Порт-Артура. Здесь он получил Георгиевский крест.

Бегичев уже не мог жить без Севера и в 1906 году вновь поехал на Таймыр. В 1908 году, в поисках ещё одной мифической суши - «Шайтан-Земли» («Земля Дьявола») - он исходил вдоль и поперёк всё побережье и заливы Таймыра, открыл два острова в заливе реки Хатанги (ныне оба названы его именем - Большой и Малый Бегичев). Промышлял охотой, добывал моржовую кость, а также работал для Российской академии наук, например наносил на карту месторождения угля.

Одна из ярких страниц в жизни Никифора Бегичева - его помощь экипажам ледокольных судов «Таймыр», «Вайгач», «Эклипс», снаряженных для поисков пропавших экспедиций Георгия Брусилова и Владимира Русанова. Тогда спасатели сами оказались в ледяном плену. Большой Никифор сумел благополучно вывести к устью Енисея 52 участника экспедиции.

Сам Бегичев главным делом своей жизни считал поиск двух исчезнувших норвежских полярников.

Летом 1918 года знаменитая экспедиция Амундсена на парусно-моторной шхуне «Мод» в районе нынешнего мыса Челюскина более чем на год попала в ледовый плен. Чтобы послать просьбу о помощи, осенью 1919 года Амундсен отправил штурмана Кнутсена и плотника Тессема на остров Диксон, где работала единственная в Арктике радиостанция. Посланцы обратно не вернулись.

Только в 1922 году Бегичев сумел найти следы пропавшей экспедиции: два больших пакета с документами, множество разрозненных бумаг и мелкие вещи, включая часы и обручальное кольцо. Позже, всего в пяти километрах от радиостанции (!), между обломками скал Бегичев нашёл скелет и остатки одежды. Несколько экспертиз дали заключение: останки принадлежат моряку Петеру Тессему. Норвежское правительство наградило Бегичева золотыми часами.

Летом 1926 года с промысловой артелью Бегичев спустился по Пясине к устью и после тяжёлой зимовки умер от цинги. Правда, выяснилось это гораздо позже. Долгое время считалось, что полярника убил друг, бывший колчаковский офицер.

Василий Натальченко, обвинённый в убийстве, был действительно его старым товарищем. После смерти Бегичева он женился на его вдове и заботился о его семье. 30 лет Натальченко жили в атмосфере подозрений, домыслов и сплетен.

В 1958 году публикации в центральной прессе вынудили Генерального прокурора СССР Р. А. Руденко направить на Таймыр следственную бригаду для выяснения истинных обстоятельств смерти Бегичева. Самым важным было провести эксгумацию тела (ввиду удалённости от жилья в своё время этого не сделали). Бригада установила: полярник умер от цинги. В журнале «Социалистическая законность» № 8 за 1958 год опубликован подробный отчёт. В 1980 году в Красноярском издательстве вышла книжка юриста Павла Бочилло, в которой рассказывалось об этом деле.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА