Новости
Доктор, довезите до дома
Какие новшества ждут пациентов и сотрудников скорой помощи
Серьёзные изменения произойдут на станции скорой помощи в ближайшее время. Новые правила работы коснутся и сотрудников, и пациентов. Эксперты отмечают: без преобразований не обойтись, служба перегружена, специалисты работают на износ.
- В нашем городе работает 97 бригад скорой помощи, но они не полностью укомплектованы, - рассказывает Сергей Скрипкин, руководитель городской станции скорой медицинской помощи. - Поэтому время, которое бригада тратит на обслуживание вызова, увеличилось: на каждого пациента приходится больше часа.
Дефицит кадров очевиден: укомплектованность врачами составляет 57 процентов, средним медицинским персоналом - 85. «И при этом стандартов оказания помощи никто не отменял, мы обязаны соответствовать им, несмотря на кадровые проблемы», - говорит Сергей Анатольевич.
Фельдшер, работающий на одну ставку, получает около 15 тысяч рублей, на две - чуть более 22 тысяч. Врач - 21 000 и 32 000 соответственно. Если раньше сотрудники скорой помощи старались брать большую нагрузку, то сегодня они предпочитают трудиться на одну ставку, а потом подрабатывать в других, более прибыльных, местах. Тем же, кто трудится на две ставки, приходится через день выходить на круглосуточное дежурство. Такой график, безусловно, изматывает.
- Каждый сутки мы принимаем по 1100-1300 вызовов. К сожалению, нередко бригады вызывают туда, где экстренная медицинская помощь - а именно её должны оказывать наши специалисты - не нужна, - отмечает Сергей Скрипкин.
И приводит примеры. С начала года бригады более 13 тысяч раз выезжали на так называемые безрезультативные вызовы - иногда оказывалось, что пациент уже ушёл, иногда докторам просто не открывали двери.
- Кроме того, более пяти тысяч раз нас вызывали к лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, и только в шести процентах случаев они нуждались в госпитализации, - говорит Сергей Анатольевич. - После того, как вытрезвители упразднили, сотрудникам скорой помощи приходится выезжать к перебравшим гражданам, хотя им наша помощь не нужна. А ведь это упущенное время. В тот момент, когда врачи выезжают на ложные вызовы, кто-то действительно нуждается в экстренной помощи. Мы знаем, как дороги бывают минуты.
Также немало времени занимают выезды к пациентам с симптомами вирусной инфекции или банальной простуды. Они составляют почти 14 процентов от общего числа вызовов. В итоге общее число выездов «не по назначению» достигает тридцати процентов.
- Существует федеральный норматив: в среднем за год количество вызовов на одного жителя города должно составлять 0,318 раза, у нас он значительно превышен - до 0,388, - говорит Борис Немик, руководитель главного управления здравоохранения администрации Красноярска. - Чтобы изменить ситуацию, необходимо частично снять нагрузку со специалистов скорой помощи. Её сотрудники должны оказывать только экстренную помощь - выезжать на случаи, когда есть угроза жизни и требуется срочная госпитализация. Обострение хронических заболеваний, ОРЗ, ОРВИ считаются болезнями, которые требуют не экстренной, а неотложной помощи, пациентов с такими диагнозами должны принимать поликлиники.
В амбулаторных учреждениях уже начали открываться кабинеты неотложной помощи, в ближайшее время они будут созданы во всех поликлиниках города. Красноярцам придётся привыкать к новым правилам: вызывать скорую помощь только в экстренных случаях.
Обсуждая проблемы службы, руководители городских больниц отметили: из всех доставляемых в клиники пациентов скорой помощи только треть нуждается в госпитализации. «В этом году по скорой к нам привезли более 34 тысяч пациентов. Из них более 20 тысяч после осмотра врача были отправлены домой», - говорит Анна Турова, заведующая приёмно-диагностическим отделением БСМП.
- На самом деле, эти цифры вполне объяснимы, - считает Борис Маркович. - Мы понимаем, что не всегда без дополнительного оборудования доктор или фельдшер может поставить верный диагноз на месте. В таких ситуациях сотрудники скорой помощи обязаны доставить пациентов в приёмный покой больницы. Чтобы сотрудничество клиник и службы скорой помощи было более эффективным, приёмные отделения самых крупных больниц города переформатируются. Они станут отделениями экстренной медицинской помощи.
Первым обновится приёмный покой БСМП. К концу года завершится его реконструкция, отделение оснастят современными диагностическими аппаратами. Пациентам, доставленным скорой помощью, в любой момент здесь смогут сделать компьютерную томографию, ангиографию - исследование сосудов, магнитно-резонансную томографию. Также в отделении откроют экстренную операционную.
- Именно здесь будет выставляться окончательный диагноз, решаться вопрос о необходимости госпитализации, - отмечает Борис Немик.
В планах совершенствования работы службы - создание модульных пунктов скорой медицинской помощи в отдалённых микрорайонах. Бесконечные пробки на дорогах увеличивают время ожидания специалистов. Бригады могли бы постоянно находиться в таких модульных пунктах и быстрее добираться до заболевшего.
Также будет рассмотрен вопрос по организации единой службы транспортировки маломобильных пациентов. Тех, кого требуется перевезти из одного учреждения в другое либо после выписки доставить домой. Не все могут позволить себе вызвать такси, кроме того, некоторым пациентам требуются особые условия - например, им нельзя садиться, можно только лежать.
Есть ещё одно важное нововведение, о котором должны знать все горожане: со следующего года служба скорой медицинской помощи переходит в систему ОМС. По новым правилам пациенты должны будут предъявлять приехавшей на вызов бригаде паспорт и страховой медицинский полис. Но ситуации бывают разные. И если у пациента нет с собой документов, ему всё равно помогут. Кроме того, горожане смогут обращаться в свои страховые компании, если посчитают, что специалисты службы сработали неэффективно. Каждый случай будет разбирать экспертная комиссия, контроль за качеством медицинской помощи усилится.