Новости
О дорогах без фанфар
Проблемы названы, решения - тоже
Подведение итогов сезона дорожных работ в Красноярске не стало торжественным приёмом рапортов. «Разобрав полёты», глава города Эдхам Акбулатов заявил, что будут приняты кардинальные решения в сфере организации работ и контроля за ними.
Что же послужило причиной жёстких выводов? На совещании, посвящённом итогам сезона, руководитель департамента городского хозяйства Олег Гончеров подробно рассказал о проблемных ситуациях, возникавших в ходе работ. По его оценке, по сравнению с прошлым годом нарушений меньше не стало. И это не может не настораживать. Да, определённые положительные сдвиги есть. К примеру, если два-три года назад подрядчики сдавали половину всех объектов с тем или иным браком, то сегодня этот процент сократился до 28-30. Но это снижение особо не радует. Треть объектов с недоделками и нарушениями - это слишком много. Не совсем понятно, как следует воспринимать и такую информацию: в этом сезоне недобросовестные подрядчики выплатили в качестве штрафов семь миллионов 652 тысячи рублей, тогда как в прошлом - 2,5 миллиона. Этот почти троекратный рост, кроме всего прочего, - и очень серьёзный вопрос к системе контроля.
Впрочем, у мэра были и свои вопросы. Например, как получилось, что на проспекте Мира подрядчик успел уложить более десяти тысяч квадратных метров асфальтобетонного покрытия, прежде чем обнаружилось, что оно некондиционное? Да, в конечном итоге ремонтная организация переделала всё за свой счёт. Но сколько неудобств это доставило красноярцам! И если организация, призванная от имени городской власти осуществлять технический надзор, не может выявить брак на первом же квадратном метре, то вполне правомерны вопросы: нужна ли городу такая организация, и соответствуют ли своим обязанностям специалисты, которые в ней находятся?
Вообще ситуация в сфере технического надзора характеризуется поговоркой «У семи нянек...». Дело в том, что контролирующих организаций много, но координация в их работе отсутствует. К примеру, средства на ремонт дворов передаются управляющим компаниям, каждая из которых заключает договор со сторонней организацией, осуществляющей технический надзор. При этом у города нет юридических рычагов влияния на ситуацию. Возможно, с этим связано и то, что из 178 дворов, которые необходимо было отремонтировать в этом году, 52 ещё не приняты - здесь устраняются разного рода недоделки. Глава города озвучил обширный перечень придомовых территорий, на которых нужно устранить тот или иной брак, и потребовал от департамента городского хозяйства и глав районных администраций в недельный срок разобраться по каждому проблемному двору.
Но и сама ситуация с многочисленными организациями технадзора требует конкретных решений. Хотя бы потому, что нынешняя система совершенно не исключает возможность сговора подрядчиков и их контролёров, а сторонний технадзор, обладая правом принимать работы, не несёт в дальнейшем никакой ответственности по этим решениям.
- Выборочные проверки ремонта 33 дворовых территорий, проведённые по графику, утверждённому министром ЖКХ Красноярского края и главой города Красноярска, выявили ряд негативных факторов, влияющих на качество работ, - отметил заместитель министра ЖКХ Красноярского края Геннадий Игнатьев. - Например, отсутствующая либо неполная проектно-сметная документация. Кадастровая документация не соответствовала реальности - делалась в кабинетах специалистами, ни разу не выезжавшими на объект. Недостаточно чёткие критерии отбора подрядчиков привели к тому, что зачастую победителями торгов становились организации, не имеющие достаточных материально-технических ресурсов для выполнения работ. Отсутствие единого регламента требований к ремонту дворовых территорий и проездов позволяет занижать качество материалов.
Из года в год повторяется ситуация, когда работы в связи с поздним проведением торгов начинаются в середине сезона. В ходе торгов появляются сэкономленные средства, возможность провести торги по дополнительным объектам, но поскольку здесь задержка по времени ещё больше, то работы уходят на сентябрь-октябрь. Что можно сделать для того, чтобы изменить эту практику?
По словам Олега Гончерова, резервы здесь, безусловно, есть.
- Департамент городского хозяйства разработал ряд предложений, реализация которых позволит заблаговременно подготовить перечень объектов, согласовать его с жителями города и провести торги в более ранние сроки, - заметил Олег Васильевич. - И с началом сезона можно будет приступить к полномасштабным работам.
Много вопросов вызвала и сама практика торгов, позволяющая за счёт демпинга выигрывать фирмам, имеющим лишь пару столов в офисе.
Весь комплекс накопившихся проблем, по мнению мэра, требует серьёзных решений. Во-первых, структурной реорганизации, в результате которой должен быть сформирован орган, имеющий все необходимые полномочия и несущий всю полноту ответственности за ремонтные работы, где бы они ни проводились.
- Подход и к магистралям, и ко дворам должен быть единым, - уверен Эдхам Акбулатов. - А система торгов должна быть изменена таким образом, чтобы расчёт с подрядчиком производился только после полной сдачи объекта. Это позволит отсечь фирмы-однодневки.
В перспективе же необходим переход на обслуживание дорог, проездов и дворов по принципу жизненного цикла - в течение всего нормативного срока эксплуатации производитель работ должен отвечать за их качество собственным рублём.