Новости
Кожанки скрипящие, погоны золотые
Останки лётчиков, разбившихся в годы войны под Красноярском, преданы земле
Музыка Бернеса, торжественные речи, орудийные залпы и люди, не сдерживающие слёз. Траурная церемония на Троицком кладбище не совсем обычна. Хоронят героев-лётчиков экипажа Петра Степанова, перегонявших в годы Великой Отечественной войны самолёты союзников из Аляски в Сибирь и разбившихся недалеко от нашего города. От смерти до похорон авиаторов прошло без году семь десятилетий. И то, что останки военных наконец-то обретут покой, - заслуга поисковиков.
О секретной небесной трассе Алсиб (Аляска - Сибирь) длиной 6 500 километров наша газета писала не раз. С 1943-го по 1945 год по воздушному мосту из Фербенкса в Красноярск советские пилоты в экстремальных условиях перегнали более восьми тысяч истребителей, бомбардировщиков и транспортных судов Англии и Америки. Из Красноярска машины отправлялись на фронт, часть судов шла железной дорогой, часть - по воздуху. Долетали не все. Только на территории Красноярского края было потеряно 20 американских самолетов, погибло 32 авиатора.
Стараниями энтузиастов, много лет изучающих историю трассы - директора музея красноярского лицея № 11 Ольги Подборской и подполковника авиации в отставке Вячеслава Филиппова, - выясняются имена погибших и обстоятельства происшествий, проводятся экспедиции со школьниками к местам аварий.
- Я рад, что мы, наконец, отдали последний долг памяти героям Алсиба, подняли и похоронили экипаж пилота Петра Степанова, нашего земляка из Сухобузимского района, - говорит Вячеслав Филиппов.
По словам офицера, важно найти всех погибших в нашем крае авиаторов, возвратить им славу и память потомков.
- Многолетний проект «Поднять самолёты, вернуть имена» продолжается, - рассказывает Ольга Леонидовна. - Благодаря усилиям людей и средствам гранта, который наш проект выиграл на краевом конкурсе, мы предали земле лётчиков, закрыв ещё одну страницу летописи Алсиба.
Какими были авиаторы-перегонщики? «Кожанки скрипящие, погоны золотые, облака кипящие, лица молодые. Под крылом высоким - тундра и тайга, под крылом высоким - белые снега. За снегами белыми страшный бой идёт, дотяни, прошу тебя, друг мой, самолет».
Об этом говорят бесхитростные стихотворные строки неизвестного военного поэта. Стихи звучат как безответная просьба к экипажу Степанова, в тёплый майский день 27 мая 1943 года взлетевшему с Красноярского аэродрома на бомбардировщике «Бостон». Самолёт возглавлял группы машин, идущих к местам боёв с фашистами. Добраться до цели эскадрилье Петра Степанова не удалось. Как сообщает военный отчёт, через 35 минут после подъёма в воздух в районе станции Крючково, в полусотне километров от города, тяжёлый бомбер свалился на крыло, перешёл в пике и упал на лес.
Чтобы научиться пилотировать иностранную технику, у советских пилотов было мало времени. Перегон требовал предельных физических и психологических сил, и неудивительно, что лётчики уставали и делали трагические ошибки.
Взрыв огромной силы случился ещё в воздухе, выжить после него было невозможно. Все четверо пилотов - командир, капитан Пётр Степанов, штурман, капитан Василий Кравец, стрелок-радист, старший сержант Виктор Панов, техник-лейтенант Гариф Шайхутдинов - погибли.
Спустя годы после войны части упавшего «Бостона» случайно обнаружили близ Крючково в лесном массиве. Захоронить их удалось далеко не сразу, поисковикам пришлось совершить не одну вылазку к месту падения.
Всё, что можно было поднять из земли руками, выкопать лопатами, мы нашли и подняли, - рассказывает Ольга Леонидовна. - То, что ушло глубоко в землю - части машины и останки людей, нужно было извлекать с помощью тяжёлой техники, на её привлечение потребовалось время и силы. Техника нашлась. И в начале сентября этого года алсибовцы с поисковыми отрядами лицея № 11 и школы № 148 отправились на Крючково. То, что вынули из земли, бережно очищали, не боясь запачкать рук.
Мы должны знать о наших дедах и прадедах, воспитание любви к Родине должно происходить реально, - раскрывает мотив участия в поисковой работе девятиклассница Юлия Иванова. - Мне кажется, проникаешься историей страны и начинаешь её любить именно в такие моменты. Когда делаешь реальное и достойное дело, а не только, когда читаешь учебник истории.
…Согласно отчёту о происшествии, самолёт Петра Степанова упал «из-за невнимательности лётчика». Но она обусловлена объективными причинами. Чтобы научиться пилотировать иностранную технику, у наших пилотов было мало времени, а перегон вёлся в тяжелейших погодных условиях, требовал предельных физических и психологических сил. Поэтому неудивительно, что пилоты уставали, делали ошибки, приводящие к трагедиям. Так что эта «невнимательность» ничуть не умаляет подвига авиаторов, имя каждого из которых должно помнить потомки.
- Возвести отдельный монумент героям трассы Аляска - Сибирь пока довольно сложно, - говорит Вячеслав Филиппов. - Потому возникла идея сделать единый мемориал здесь, на Троицком кладбище, на месте захоронения экипажа Степанова.
Площадка рядом с памятником погибшим в Великую Отечественную, будет расширена, там появится плита с именами всех пилотов Алсиба, а останки тех, кого найдут, упокоятся в этом же месте.