Новости
К нам не едет режиссёр
Театр, который мы выбираем
Не одно десятилетие пророчат русскому театру скорую кончину. О том, что люди перестанут ходить в театр, стали говорить, как только появилось кино, а потом - телевидение. Интернет тоже расширил наши горизонты. Сегодня, не выходя из дома, можно посмотреть почти любой знаменитый фильм или спектакль. Но человек существо странное, и его тяга к живому искусству, общению оказалась сильнее уловок технического прогресса.
Нет, конечно, были трудные девяностые, когда зрительные залы почти опустели. Но прошло десять лет, и люди вернулись в театры. Казалось, что всё возвратилось на круги своя, но это только на взгляд непосвящённого - проблем у театров осталось довольно много, особенно у провинциальных. «Внешне всё чудесно, - не раз отмечал в своих выступлениях председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин.- Фестивалей множество, и наших российских, и международных. И призы, и премии, и награды! Но это как выставочная экспозиция, как красивый фасад, за которым всё по-другому, совсем не празднично. Ситуация сложная, и нам самим без вмешательства власти не справиться». Председатель СТД на протяжении многих лет говорил о необходимости создания стратегии развития театрального искусства в стране. И вот в прошлом году она появилась.
Правительство РФ уже одобрило концепцию долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. Она представляет собой системный взгляд на состояние российского театра, анализирует основные проблемы и предлагает направления развития на долгосрочную перспективу. Итогом реализации концепции должно стать значительное увеличение числа гастролей, пополнение современного репертуара, в том числе для детей и юношества, и основное - сохранение существующей в России системы репертуарного театра.
После появления федеральной концепции субъектам Федерации было рекомендовано разработать свою политику в области театра.
Наш регион откликнулся на эту рекомендацию - концепция развития театрального дела готова, с 16-го по 31 октября она была выставлена на суд всех заинтересованных граждан на сайте министерства культуры Красноярского края. В списке проблем, обозначенных в документе, - обеспечение краевых театров современным оборудованием и повышение доступности театрального искусства для населения края за счёт организации гастролей. Особое внимание уделяется формированию кадрового ресурса для краевых театров и воспитанию будущей зрительской аудитории - в частности, планируется возрождать театральную самодеятельность, проводить целевое обучение руководителей любительских театральных коллективов в Красноярском колледже культуры и искусства. Также в планах - создание доступных сценических площадок для негосударственных и любительских театров. Такую площадку предложено открыть на базе правобережного Дворца культуры.
- Разработка краевой концепции театрального дела стала продолжением деятельности, которую мы проводим в области реализации государственной культурной политики, - говорит начальник отдела стратегического развития и целевых программ министерства культуры Красноярского края Алексей Калугин. - На данный момент концепция прошла внешнюю экспертизу. Свою оценку дали профессиональные театры, СТД и государственного центра народного творчества. В целом они согласны с указанными направлениями. Получены положительные отзывы от двух авторитетных российских театроведов: старшего научного сотрудника отдела театра Государственного института искусствознания Александра Вислова и профессора кафедры менеджмента сценических искусств ГИТИСа Геннадия Дадамяна. В чём-то наши устремления совпадают с пунктами федеральной концепции, но в чём-то и разнятся, театральное дело нашего региона имеет свои особенности, достижения и проблемы.
Эксперты отмечают: среди главных проблем театров - кадровый дефицит. Как ни печально, провинциальный театр - место постоянных вакансий. Если в краевом центре дело обстоит более или менее благополучно, то в том же Канске или Ачинске с кадрами беда, вплоть до того, что на сцене играют актёры, не имеющие специального образования, пришедшие из самодеятельности. Ещё сложнее с творческими лидерами: найти грамотного директора или талантливого художественного руководителя для этих театров чрезвычайно трудно. В Красноярском крае нет учебного заведения, выпускающего театральных режиссёров, поэтому их приходится приглашать со стороны. Но заманить таких специалистов в провинцию очень сложно. В отличие от советских времён сегодня не существует системы социальных гарантий: зарплаты за пределами Садового кольца мизерны, иногородним не дают постоянного жилья и так далее. Если в ближайшее время не начать решать эти вопросы, то театральная жизнь уездных городов попросту может угаснуть.
Нынешнее время, где правят бал деньги и коммерция, развратило театральных деятелей, считает депутат городского Совета, заслуженный артист России Владислав Жуковский. Творчество отошло на второй план.
- Сейчас никто не хочет жить и постоянно работать в провинциальном городе, - отмечает Владислав Яковлевич. - Никто не хочет брать на себя ответственность. Ведь намного проще сделать разовую постановку, получить гонорар и отправиться восвояси в поисках новых заработков.
Ещё одна проблема, по мнению артиста и депутата, заключается в том, что в последние годы театр не стремится формировать у своих зрителей высокое отношение к искусству. Воспитательная функция почти утрачена, а посещение театра зачастую воспринимается как простое развлечение. То, что такое положение дел нужно исправлять, согласны и разработчики краевой концепции.
- Образовательную составляющую необходимо вернуть в театр, - уверен Алексей Калугин. - Школьники должны не только читать классические произведения, но и видеть их на сцене. Да, нам удалось сохранить в крае систему детских театров, но обратите внимание: сегодня в репертуарах театров почти нет постановок, предназначенных для детей младшего и среднего школьного возраста.
Хотя, что касается репертуара в целом, красноярские театры отличаются завидным разнообразием. В отличие от тех же столичных театров у нас идут не только классические постановки, но и широко представлена современная драматургия. Последняя, как известно, очень важна для театрального процесса, ведь театр - это зеркало жизни. На данный момент в нашем регионе постоянно проводятся четыре творческих лаборатории на основе пьес современных авторов: ДНК и «Вешалка» в Красноярске, подобные проекты есть также в Канске и Минусинске.
Сейчас краевая концепция пока находится в стадии доработки. Впереди - детальные консультации со специалистами театрального дела, деятелями культуры, экономистами, юристами, культурологами, депутатами. По предварительным планам, на утверждение в правительство края документ будет представлен в конце года.