Новости
Квартирный крест
Нести тяжело, бросить жалко
«Расскажу немного о своих проблемах. Живу в трёхкомнатной муниципальной квартире одна с 2001 года, в Железнодорожном районе Красноярска. У меня прописан сын, но все заботы по содержанию жилища я несу в одиночку, потому что сын проживает в другом месте, у своей гражданской супруги».
Так начинается письмо красноярской пенсионерки Анны Игнатьевны Даниловой (имя изменено) в нашу газету. «Пенсия у меня чуть больше восьми тысяч рублей, - продолжает она, - квартплата обходится почти в четыре тысячи, а ещё есть затраты на электроэнергию и телефон, от которых никуда не денешься. На оставшиеся от платежей деньги нужно купить лекарство, еду. И мне очень часто приходится выбирать между первым и вторым. Мне уже 69 лет, у меня гипертония, голова сильно кружится, болят суставы, я плохо хожу. И как так жить, ведь ещё мне нужно приобретать какую-то одежду, так как вещи не вечные и рано или поздно они приходят в негодность.
Косметический ремонт квартиры я делала в 2002 году в долг, занимала деньги у знакомых, а потом рассчитывалась целый год. Сын отказывается принимать участие в оплате жилищно-коммунальных услуг, ремонте и поддержанию квартиры в нормальном состоянии. Я очень обрадовалась бы, если бы мне удалось переехать в меньшую квартиру. Но сын не соглашается на приватизацию жилья, а я не против, продала бы свою долю, купила бы себе «однушку», за неё платить было бы гораздо меньше.
Обращалась я и в администрацию Железнодорожного района Красноярска с просьбой помочь обменять муниципальную квартиру на меньшую, но кругом отказ. Отказались найти обмен и почти во всех агентствах недвижимости города, куда я звонила. А там, где за такой обмен согласились взяться, затребовали высокий гонорар за услуги, где я возьму столько денег?
Что же делать таким, как мы, забытым и заброшенным? В детстве я жила полуголодная и сейчас, в старости, пришла к этому же. Не знаю, как поступить. Выход из моей ситуации, наверное, есть. Но вот только где его найти?».
Выясняя, что же действительно можно сделать в случае большой и дорогой для кошелька пожилого человека квартиры, мы обратились в юридический отдел администрации Железнодорожного района Красноярска. Там нам рассказали, что красноярка Анна Данилова действительно обращалась к ним однажды за устной консультацией по вопросу обмена. Но никакого письменного заявления, на основании которого работники муниципалитета начали бы действовать, от неё не последовало. А если бы женщина такое заявление написала?
В управлении учёта и реализации жилищной политики администрации Красноярска пояснили, что по статье 72 Жилищного кодекса, как наниматель жилого помещения по договору социального найма, Анна Игнатьевна имеет право обменять квартиру, которую занимает, на подобное муниципальное жильё. Но такой обмен можно совершить только при письменном согласии наймодателя (то есть администрации) и всех проживающих в муниципальной квартире членов семьи. В том числе и временно отсутствующих.
По приблизительным данным, в муниципальном жилищном фонде сегодня 10-15 процентов неприватизированных квартир, это примерно 60 тысяч объектов. Кроме семейных драм, стать собственником жилья людям мешают страхи введения высоких налогов на недвижимость и трудности в сборе документов.
Если же кто-то обмениваться не желает, можно требовать обмена принудительно, по суду. Но это теоретически. Практически же в Красноярске сегодня не имеется обменного фонда муниципальных жилых помещений, и для решения вопроса по закону пенсионерке придётся подбирать варианты обмена самостоятельно. Иными словами, этот путь может оказаться довольно затруднительным - длительным и сложным, а то и вовсе невыполнимым.
В администрации Железнодорожного района пояснили, что с подобными случаями, когда люди желают переехать из большего муниципального жилья в меньшее, специалисты не сталкивались уже давно. Ведь сегодня все граждане сознают, что такой способ несёт за собой неизбежную потерю не только лишних метров, но и денег, чего можно избежать, приватизировав жильё и разумно распорядившись им по своему усмотрению. Например, продав одну большую квартиру и купив две - меньшей площади.
Однако, несмотря на очевидные выгоды, приватизация не всегда оказывается простым делом.
Позвонив читательнице, мы узнали с её слов, что сын Анны Игнатьевны отказывается участвовать в оформлении собственности, потому что претендует не на долю в жилище, а на всю квартиру. Из-за давнего семейного конфликта мужчина отказывается хоть как-то участвовать в содержании квартиры и предлагает родительнице «куда-нибудь переехать». При этом мужчину совсем не волнует, где будет жить его престарелая мать.
- Случаи, когда собственники не могут оформить жильё в собственность из-за ссор и обид, нередки, - констатирует Анжелика Епихина, начальник отдела приватизации красноярского «Центра недвижимости». - В таких случаях граждане могут обратиться в суд, где споры будут решаться по закону.
По приблизительным данным в муниципальном жилищном фонде Красноярска сегодня 10-15 процентов неприватизированных квартир, это примерно 60 тысяч объектов. Кроме семейных драм стать собственником жилья людям мешают страхи введения высоких налогов на недвижимость и трудности в сборе документов.
Судебный вариант решения квартирной проблемы оказался предпочтительным и для Анны Игнатьевны. Недавно она обратилась в прокуратуру Железнодорожного района Красноярска с просьбой помочь в её непростом деле. Прокуратура рассмотрела заявление пенсионерки и подготовила иск о выселении её сына.
- В интересах пенсионеров, престарелых и некоторых других категорий граждан, по статье 45 Гражданско-правового кодекса, мы имеем право подавать подобные исковые заявления, - пояснила Ирина Яценко, работник районной прокуратуры. - В заявлении мы просим суд снять с регистрационного учёта и признавать утратившим право собственности на эту квартиру сына гражданки Даниловой, так как он давно не проживает в жилище и не несёт расходов по его содержанию.
В настоящее время иск передан в суд, где его рассмотрят. В случае удовлетворения пенсионерка сможет приватизировать жильё и обменять на меньшее с доплатой.