Новости
Буду как все?
Чем закончилось «дело о платках»
Вопрос возвращения школьной формы регулярно поднимается с момента её отмены. Но пока последнее слово за тем, как должны одеваться ученики, остаётся за конкретным учреждением. В большинстве школ разрешён свободный стиль одежды. В уставах некоторых заведений прописано, что форма обязательна только для учеников начальной школы, в других - ребятам предписано придерживаться делового стиля.
История, произошедшая этой осенью в Ставропольском крае, возобновила дискуссию. Напомним, директор школы одного из посёлков региона запретила ученицам появляться в стенах учреждения в мусульманском головном платке - хиджабе. Разгорелся скандал. Семьи школьниц подали жалобу в прокуратуру: по их мнению, запрет на ношение хиджаба нарушает право на свободу вероисповедания и на доступность образования. Руководство школы напомнило, что в уставе заведения чётко прописаны требования к внешнему виду школьников, предполагающему одинаковую форму одежды для всех учеников.
Стоит отметить, что наша страна не первая оказалась в подобной ситуации: споры относительно права ношения хиджабов возникали ранее. Так, ещё в 1989 году из одной из школ Франции были исключены три мусульманки, которые носили головные платки. После этого в стране началось так называемое «дело о платках». Как отмечают социологи, разгоревшаяся дискуссия затронула вопросы социального и гендерного равенства, смысла французской республиканской системы правления, а также соотношения либерализма и республиканизма. В итоге во Франции хиджаб запретили носить в стенах государственных учреждений.
Президент нашей страны Владимир Путин, комментируя скандал на Ставрополье, поддержал позицию директора школы. Он напомнил, что Россия в первую очередь - светское государство, которое должно создавать одинаковые условия для всех своих граждан. Развивая тему, он добавил, что неплохо бы ввести единую школьную форму, но не в масштабах страны, а на уровне субъектов Федерации. То есть каждому краю или области разработать свой вариант одежды для учеников.
Последний опрос, проведённый исследовательским центром портала Superjob.ru, показал, что только четверть респондентов против возвращения единой школьной формы. Почти сорок процентов эту идею поддерживают, ещё 29 считают, что у каждого заведения должна быть своя форма.
Сторонники единого стиля считают, что единая форма «уравнивает детей, даёт возможность полноценно развиваться каждому из учеников независимо от материального положения родителей», «дисциплинирует и красиво смотрится». Противники говорят, что «навязанная школой форма чаще всего хуже по качеству и дороже, чем та одежда, которую родители могут сами подыскать в магазинах», и предлагают вести «своего рода офисный стиль, может быть, в единой цветовой гамме данной школы». Некоторые респонденты отметили, что «наличие школьной формы или её отсутствие не есть главная проблема школ. Куда важнее такие вопросы, как наличие одинаковых учебников и единых программ в образовательных учреждениях».
Многие красноярские образовательные заведения сегодня возвращаются к введению формы для учеников, особенно в начальной школе.
- Ученики младших классов обязательно приходят на уроки в форме, у каждого класса она своя, модели одежды выбирали, учитывая мнения родителей, - рассказывает директор гимназии № 16 Светлана Савченко. - Сейчас мы вводим форму в среднем и старшем звене. Мы провели родительские собрания, обсудили эту тему с папами и мамами, они поддержали такое решение. Мы договорились, что ученики средних и старших классов будут придерживаться делового стиля в одежде, а общим обязательным элементом станет тёмно-синий жилет. Правда, пока ребята с трудом привыкают к новым правилам, стиль соблюдают 30-40 процентов школьников. Считают, что форма не позволяет им самовыражаться. Мы постоянно проводим разъясняющие беседы, рассказываем, что деловой стиль дисциплинирует. Интересно, что ученики пятых-седьмых классов более ответственно выполняют правила: носят жилет без напоминаний - сказывается то, что они проходили в форме всю начальную школу.
Светлана Викторовна отмечает, что в её учреждении споров относительно головных уборов не возникало. Но если бы подобная ситуации случилась у нас, она бы поступила так же, как директор ставропольского учреждения.
- Форму одежды учеников определяет устав заведения, а он требует единого стиля одежды, кроме того, школа - это светское учреждение, - говорит она.
Родители по-разному относятся к идее возвращения формы.
- В этом году дочка пошла в школу, ещё на сборе родителей будущих первоклассников нас предупредили, что в «началке» все дети должны ходить в форме, и предложили заказать её в определённой организации, - рассказывает Анна. - Результатом я довольна - мы получили клетчатый сарафан и синий пиджачок. Девочки постарше носят жилеты такой же цветовой гаммы. Считаю, что форма - хороший вариант, вспоминаю, как одевались, когда я ходила в школу - это было в девяностых годах, это же просто ужас: кто в спортивных штанах, кто в юбках длиной чуть ниже талии.
Мама первоклассника другой школы формой, предложенной для их класса, недовольна.
- Качество костюма оставляет желать лучшего, ткань - колючая, модель - неуклюжая, а цена - почти три тысячи рублей, - рассказывает Наталья. - Когда этот костюм принесли на родительское собрание, я решила: такой покупать сыну не буду. Нашла похожий, но нормального качества, в магазине. Классный руководитель против не была - ведь требования к стилю и цвету соблюдены.
Психологи также по-разному относятся к единой школьной форме. Одни считают, что она унижает детей, не даёт им возможности выразить себя и блокирует развитие творческой составляющей личности. Другие же, напротив, видят в одинаковой одежде массу плюсов: она сглаживает социальное неравенство, воспитывает внутреннюю дисциплину и хороший вкус, формирует чувство общности и сплочённости с классом, школой.
Интересно, что, когда в России появилась первая школьная форма, а это было в середине позапрошлого века, дети гордились ей. Она указывала на принадлежность ребёнка к определённому сословию. В 1917 году школьная форма была отменена как буржуазный пережиток. И только в 1948 году вернулась. В 90-х годах прошлого века её вновь отменили. Между тем во многих зарубежных учреждениях форма введена, и ребята носят её с гордостью.
- Любое образовательное заведение по определению накладывает некоторые рамки, в том числе и в выборе одежды, - отмечает Марина Лесовская, профессор, заведующая кафедрой психологии и экологии человека КрасГАУ. - Но школьная форма в нашей стране стала предметом ненависти, а не гордости. В том числе и потому, что дети нередко негативно относятся к самому образовательному учреждению. А студенты и ученики зарубежных образовательных учреждений гордятся не формой, а тем, что она указывает на принадлежность к определённому вузу, колледжу, школе.