Новости
Игра в человека
Три богатыря в окружении бэтменов
Громадная соломенная пушка стоит на входе и берёт под прицел гостей музейной ночи. Что это? Пародия на одну из достопримечательностей города? Символ слабости оружия? Или неудачная маскировка? Каждый волен интерпретировать по-своему, на это и рассчитывал мастер - выстрелить из пушки одним только её видом. Необычная композиция сразу приковывает внимание молодёжи. Девушки и парни обходят творение, фотографируются на его фоне и делают мнимые попытки стрельбы. На эту публику и рассчитана тема новой красноярской музейной ночи: виртуальность, имитация, симуляция… Молодые люди сегодня часто погружаются в условный мир. Теперь им предлагают оценить его со стороны.
Поднявшись вверх по ступенькам, посетитель Культурно-исторического центра может сразу же отдохнуть на мягких зелёных подушках. Они хаотично разбросаны в углу под длиннющей надписью «Сибирь». Некоторые эстеты облюбовали их с первого мгновения. Спящая Сибирь - это тоже знаковое явление современности.
А вот и первая выставка портретистов. Правда, полотно одно, а портретов на нём два. Художник хотел показать в своей серии картин, какие реальные прототипы были у героев булгаковского романа «Мастер и Маргарита». Воланд - Ленин, Азазелло - Ежов, Коровьев - Троцкий, Кот Бегемот - Сталин, Мастер - Горький, Латунский - Луначарский… Портреты исполнены без чёткости, у каждого героя свой фон, который контрастирует с фоном прототипа, вся серия смотрится только в комплексе и пробегает перед глазами, как кинолента.
Мухобойкам художника Василия Слонова, получившим симпатии красноярцев, тоже нашлось место среди экспозиций музейной ночи. На этот раз автор предлагает забить муху красиво не только вымышленными героями, такими как спайдермен, бетмен или спанчбоб, но и вполне реальными «людьми»: музыкантами Владимиром Высоцким, Сергеем Шнуровым и даже президентом Владимиром Путиным.
Тема мух активно заимствуется и другим художником - Ринатом Волигамси. Вот его полотно «Проверь своё зрение», на котором вместо колец и букв изображены мухи разного размера. Как и положено: вверху большие, внизу маленькие. А вот уже люди по парку летают, как насекомые. Причём некоторые из них изображены вверх тормашками. Недалеко от этой картины ещё одно произведение, на котором рой мух кружит над полицейскими. Зрителю только и остаётся гадать, о чём хотел сказать автор: о бесконечной суете мегаполисов, ничтожности человечества или безразличии государственной власти к судьбам людей.
Трогают работы Дмитрия Вирже и Михаила Логинова. Например, произведение «Дети, бегущие от грозы». На полотне изображена сестрица Алёнушка, держащая на руках братца Иванушку, которая переходит по дощечке через чёрную реку. А в качестве обрамления авторы использовали крышки из-под пивных бутылок. Печально, но получается, что детям всё равно не уйти за эти рамки, и с алкоголем они ещё столкнутся. Другая похожая по идее работа - «Три богатыря». Композиция из персонажей знаменитой картины Васнецова та же самая, а вот вокруг богатырей обрамление из игрушек героев американских фильмов: бетмены, спайдермены, супермены, робокопы и прочие. Идея тоже не нова: дефицит отечественных героев, популяризация и засилье прозападной культуры.
Интересны и другие экспозиции, в которых художественный замысел осуществляется в онлайне. Например, в одной из тёмных комнат друг напротив друга в человеческий рост расположены фотографии обнажённых со спины людей. А возле торцевой стены стоят четыре настоящих девушки в одежде. Напрашивается вопрос: на кого посетители экспозиции больше обращают внимание - на голых на фотографии или на одетых живых? Ответ зависит от того, насколько зритель любит погружаться в виртуальный мир и забывает о реальной жизни.
- Для нас это уже XXI музейная ночь, - рассказывает директор Культурно-исторического центра на Стрелке Михаил Шубский. - В каждом новом мероприятии мы пытаемся раскрыть ту или иную тему. Нынешняя музейная ночь называлась необычным словом «Симулякр». Мы так назвали имитацию жизни. Все мы с вами живём в эпоху симулякра. Это общекультурная проблематика реальности и виртуальности. Мы пытаемся ответить на вопрос: живём мы или выполняем какие-то функции. Ответы дают художники, зрителям остаётся их только увидеть.