Новости
Город с характером: Архитектура Красноярска
До наших дней не дошли постройки Красноярского острога. Дерево - материал недолговечный. Пожары 1773-го и 1881 годов уничтожили деревяное наследие города на Енисее. В 1976 году на улице Марковского снесены последние избы, пережившие пожар 1881 года. Так что самые древние сохранившиеся деревяные дома построены в конце XIX века. Каменным же строениям повезло больше. В целом образцы архитектуры, построенные во второй половине XVIII, XIX и начале XX века, заметно выделяются на фоне современной застройки. Этим шедеврам и посвящён сегодняшний выпуск рубрики «Город с характером».
Человек, построивший город
За восемнадцать предреволюционных лет Енисейский губернский архитектор Владимир Соколовский спроектировал свыше 100 мостов и переходов на Сибирском тракте и свыше 100 зданий на территории Енисейской губернии. В столице губернии он построил или реконструировал более 50 зданий, многие из них сейчас занесены в список памятников архитектуры.
Жители и гости краевого центра творения рук Соколовского видят каждый день. Взять, к примеру, здание по адресу: проспект Мира, 55 - светлое и нарядное строение, украшенное лепными деталями и балконами с коваными решётками. Дом выполнен в стиле декоративного модерна, это направление архитектуры очень редко встречается на берегах Енисея. В нескольких метрах от дома стоит другое, не менее красивое творение Соколовского. Здание по проспекту Мира, 49 - образец суховатого западноевропейского классицизма. Фасад строения впервые в Красноярске был отделан гранитом и серым мрамором. Тысячи горожан ежедневно проходят мимо старого здания, и только единицы знают, что, если пройти под арку, можно увидеть оригинальнейшее творение Соколовского - выступ в стене, эркер, или «ласточкино гнездо», как его в шутку называют.
В 1907 Владимир Александрович построил здание для общественного собрания, сейчас в нём располагается Дом офицеров. Пышная, богатая и в то же время изящная отделка в стиле «московского ампира», прекрасен балкон, завершают торжественную композицию восемь колонн, поддерживающих купол и образующих ротонду - единственную ротонду такого типа в нашем городе.
Интересно и здание по проспекту Мира, 96 - бывший торговый дом Либмана. При оформлении этого строения были использованы формы декоративного модерна. Соколовский строил это здание как дворец. Архитектор, видимо, любил парадные лестницы, украшенные чугунными перилами. Подобная лестница была и в двухэтажном доме, расположенном на улице Ленина, 150, сооруженном в 1911 году для начального училища. По замыслу архитектора имитация белой штукатуркой несложной «резьбы белокаменной» эффектно выглядела на фоне кирпичных стен. Здание отличается лёгкостью, воздушностью, изяществом.
Пожалуй, одно из лучших творений Соколовского - Римско-католический костёл. Он, построенный в готическом стиле, привлекает особое внимание необычностью архитектуры, неожиданной в сибирском городе, очаровывает красотой, изяществом, гармонией.
Сколько в Красноярске зданий - памятников архитектуры
20 объектов культурного наследия федеральногог значения
99 объектов регионального значения
4 объекта местного (муниципального) значения
более 50 объектов, рекомендованных к постановке на государственную охрану.
Кружева по-красноярски
Дом Телегина (двухэтажное здание на перекрёстке улиц Ленина и Вейнбаума) - один из ярких примеров деревянного зодчества. Здание оформлено в псевдорусском стиле, с широким выносом карниза крыши, стены обшиты тесом. Нарядный декор его фасадов имитирует мотивы русской народной вышивки и украшает наличники окон, фриз, междуэтажный пояс и ограждение балкона. Тонкая бахрома пропильной деревянной резьбы придаёт дому образ сказочного терема.
В 1904-1905 годах Александр Васильевич Телегин покупает усадьбу, принадлежавшую минусинскому мещанину М. С. Феофанову. До Феофанова владела этой недвижимостью дворянка Е. Е. Юрковская. Двухэтажный деревянный дом был построен на усадьбе в 1892 году. После приобретения этого дома Телегин украсил его резными украшениями, превратив в необыкновенный сказочный домик.
Три века на страже порядка
На сопке Кум-Тигей (так раньше именовалась Покровская гора) с самого основания Красного Яра находился дозорный пункт. В XVII веке там стояла деревянная караульная вышка с колоколом, откуда казаки острога наблюдали за окрестностями и предупреждали город об опасности. Но в начале XVIII столетия надобность в вышке отпала и её растащили на дрова. На том месте установили деревянный крест, а на нём были отмечены даты основания города и всех выдержанных осад. Через сто лет крест изрядно обветшал, там построили деревянную «на четырёх столбах» Покровскую часовню. Через полвека её заменили на каменную, которая до сих пор венчает Караульную гору. Имя мастера-строителя точно неизвестно. Существует гипотеза, что часовню воздвиг архитектор Яков Набалов, под наблюдением которого в то время строилась Новобазарная площадь Рождественского собора.
Первый каменный
Одним из древних дошедших до наших дней каменных зданий является Покровский кафедральный собор. Заложили церковь в 1785 году, закончилось строительство через 10 лет. Это сооружение - пример самобытного явления русской архитектуры XVIII века - «сибирского барокко», в композиционных и декоративных формах которого причудливо переплелись приёмы северорусского зодчества с украинским.
Древнеегипесткий храм на Енисее
В начале прошлого века красноярские архиеткторы увлеклись всевозможными мотивами восточных культур. Это было одно из проявлений романтических увлечений в архитектуре, которые отражали процессы осознания глубоких связей современной цивилизации с величайшим наследием, оставленным человечеству с древнейших времён. Строительству Красноярского краеведческого музея (1913 год, архитектор Л. А. Чернышев) предшествовали ошеломляющие открытия археологии в египетской культуре, что не могло не отразиться на формах художественного мышления творцов начала XX века.