Новости

Ужаснись сам себе

Ужаснись сам себе

Наши дети ругаются матом, нас самих почти не осталось

На этот спектакль не стоит ходить тому, кто органически не выносит мат и у кого слабый вестибулярный аппарат. Пометка «в спектакле используется ненормативная лексика» вылилась в двухчасовой поток нецензурной брани. Кроме этого, желание режиссёра сделать спектакль интерактивным и погрузить зрителя в среду заставило прибегнуть к не часто практикуемому ходу - поместить всех на сцене. Зрители сидят на стульях на вращающемся круге, а персонажи постановки расположены по периметру подмостков. Переход от одного героя к другому сопровождается движением круга.

Действо построено в виде экскурсии по Красноярскому краеведческому музею. К людям, сидящим в зале, строгая тётенька, служительница музея, обращается как к шалопаям-школьникам, которых классом привели в краеведческий. Очкастая экскурсоводша ненавидит такие обязательные мероприятия: подросткам откровенно скучно, они не слушают её рассказ. Экскурсия превращается в фарс. «Мы переходим к стоянке древнего человека», - говорит музейщица. Круг поворачивается, и перед зрителями - нет, не первобытный человек, а наш современник - пятнадцатилетний мальчишка, живущий в соседнем дворе. В этой экскурсии-спектакле вместо музейных экспонатов - типичные предстатели XXI века, жители Красноярска.

Новая постановка Красноярского ТЮЗа «Подросток с правого берега» - спектакль особый. В нём используются технологии документального театра verbatim, основанного на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей. Творческие группы театра создали спектакль после встреч с реальными людьми - подростками, родителями, учителями - на актуальные и своевременные темы окружающей действительности, волнующие молодёжь. Всё это позволит найти образ современного молодого героя нашего времени, уверен постановщик спектакля Роман Феодори. Проект, надо сказать, поддержали министерство культуры Красноярского края и Фонд Михаила Прохорова. Подобного спектакля в Красноярске ещё не ставили.

-У меня и у артистов театра есть некая оторванность от зрителя, - признаётся главреж ТЮЗа Феодори. - Мы иногда не понимаем, чем он живёт и дышит и вообще кто такие люди, приходящие к нам на спектакли. Возникло желание поближе познакомиться с публикой, для которой мы работаем. Проект был очень сложный, многоэтапный.

Художественным руководителем проекта выступил Александр Вислов, театральный критик, редактор отдела искусства «Литературной газеты», член экспертного совета национальной премии «Золотая маска». Он является специалистом в области документального театра и помог сделать тюзовцам спектакль, не похожий на те, что были. По документальным пьесам в России уже созданы такие постановки, как «Так-то» (Киров), «Деревни» (Барнаул), «Плюс-минус» (Ташкент) и другие.

- Девяносто процентов спектаклей, которые идут в театрах России, повествуют об абсолютно посторонних для тебя вещах, - говорит Александр Вислов. - Ты сидишь в зале и понимаешь, что никакого отношения то, что происходит на сцене, к тебе не имеет. Всегда самое живое искусство - которое рассказывает о происходящем здесь и сейчас. Из-за того, что таких спектаклей сегодня крайне мало, почти истончился канал обмена энергией между артистом и зрительным залом. Люди, которые занимаются театром, должны отдавать себе отчёт в том, кто они, что они здесь делают, тогда и зрители будут задавать себе эти вопросы.

Интересно, что согласно первоначальным замыслам этот документальный спектакль должен был адресован подрастающему поколению, именно они должны были прийти в зал. Так как именно для подростков в наших театрах сегодня почти не существует репертуара. Есть масса постановок для малышей, есть что посмотреть молодёжи, а вот для тех, кому сегодня 13-16 лет, нет подходящей драматургии. То есть подростки, которые и так не рвутся в театр, невольно стали заложниками ситуации. Но у «Подростка с первого берега» тоже не будет шанса заполнить этот культурный вакуум. Из-за обилия матерщины на нём поставлена пометка 18+, то есть тем, кто ещё не достиг совершеннолетия, вход заказан. Нет, конечно, несовершеннолетние зрители могут попасть на постановку с родителями… Но только всякий ли взрослый решится сесть рядом со своим чадом, зная, что их ожидает два часа брани. И вообще, чем он будет мотивировать своё требование по отношению к ребёнку «не выражаться», если сегодня мат на сцене - норма. Думаю, что мужества и мудрости привести сына или дочь на новую постановку, хватит далеко не у каждого. Понимают это и создатели спектакля. Александр Вислов сказал, что «Подросток» получился, скорее, посланием к взрослым, чем к подрастающему поколению. Возможно, посмотрев спектакль, кто-то из пап и мам, наконец, обратит внимание на своего отпрыска, посмотрит на него не сквозь розовые очки, а широко открытыми глазами. И ужаснётся.

К чести создателей красноярского спектакля надо сказать, что спектакль получился очень похожим на правду. Там действительно и довольно мастерски и правдоподобно показано, как, о чём говорят наши дети. Да, не надо ханжества: наши дети матерятся, как сапожники. Не только дворовая шпана и гопники, но и девочки с кукольными личиками. (Кстати, самые сильные сцены и монологи, от которых просто мурашки по коже, были у героев, которые не использовали в своей речи нецензурную лексику. Например, история девочки-инвалида, от которой отказалась родная мать, и её на воспитание взяли дед с бабкой.)

Судя по спектаклю, мечтают подростки о том же, о чём и мы: о любви, понимании и справедливости. Об этом когда-то грезили и их родители. Только вот не сбылось. А кого могут воспитать те, кто давно распрощался с иллюзиями? Конечно, себе подобных: озлобленных, циничных, закрытых гоблинов, которые боятся любить и мечтать. В общем, ситуация тупиковая и безысходная. По крайне мере, так получается по спектаклю, который стал зеркалом для подростка не только с правого, но с левого берега.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА