Новости

Открыть вселенные

Открыть вселенные

Детям-аутистам помогают познавать мир через искусство и психологию

Ларец с сокровищами, ключ от которого потерян, - обычно так описывают аутистов. Имеющие это сложное заболевание люди полностью погружены в себя. Они замкнуты, с трудом идут на контакт, у них повышенная чувствительность и нестандартные реакции. О том, можно ли излечить заболевание, медики до сих пор ведут споры. Аутисты часто имеют уникальные способности, но чтобы открыть их, окружающим нужно постараться. Что и делают сотрудники красноярского центра социальной помощи семье и детям «Первомайский».

Шестилетний черноглазый Славик вертит головой, отказываясь говорить, какое животное нарисовано на карточке. Он со смехом отбрасывает картинку, на что психолог Марина Домнина реагирует спокойно. Возвращает карточку и невозмутимо повторяет вопрос. Ситуация повторяется несколько раз - до тех пор, пока мальчик не ответит.

Именно такого скрупулёзного подхода требуют занятия с аутистами, внимание которых завоевать и удерживать сложно. Но Марина Александровна это умеет.

- До занятий с психологом внук почти не пользовался речью, не хотел говорить, - делится бабушка Вячеслава. - У Славы лёгкая форма аутизма, после двух лет еженедельных упражнений мальчик начал говорить. Он выучил буквы и цифры, чему мы очень рады.

Всего психолог «Первомайского» работает с 16 дошкольниками, у которых разная степень аутизма. Ребята Марину Александровну любят и на занятия идут охотно, консультирует она и родителей, воспитывающих особенных малышей. В итоге дети, которых медики считали необучаемыми, начинают говорить, понимать и исполнять инструкции взрослых, становятся более открытыми.

Ещё маленькие клиенты-аутисты центра «Первомайский» проходят реабилитацию искусством, посещают отлично оборудованную изостудию. По программе «Доступная среда для инвалидов» центр получил всё необходимое для арттерапии, теперь в мольбертах, кисточках, красках и других ресурсах для творчества недостатка нет.

Преподаватель студии и социальный педагог Елена Гусельникова сама бабушка аутиста, потому вполне понимает чувства родителей своих подопечных.

- До того как прийти сюда, работала в детской художественной школе с одарёнными детьми, - рассказывает она. - Замечу, что мои нынешние подопечные бывают одарены не менее обычных сверстников. Но чтобы раскрыться способностям, каждому аутисту нужна своя индивидуальная программа развития.

Это и понятно, ведь дети с подобным заболеванием разные, у каждого своя специфика восприятия действительности и состояние здоровья. Один ребёнок не может держать карандаш из-за слабости кисти, другой остро воспринимает звук, третий свет. Все эти нюансы специалист старается выявить и обязательно учесть, проводя арттерапию.

Каждый год изостудия «Первомайского» выполняет один глобальный проект. В прошлом году изучали шедевры архитектуры Европы, рисовали на эту тему. В этом году исследуют родной Красноярск.

Работы делаются индивидуально и коллективно. Автору, если тот не возражает, помогают все остальные участники группы.

- В среде людей, похожих на тебя, легче что-то понять, чему-то научится новому, - поясняет педагог. - Поменяться карандашами, попросить у соседа пластилин, начать общаться - для наших детей это великие достижения. Ребёнок может год молчать, но вдруг ответит на вопрос или просьбу - и это уже много. Искусство помогаем развить эмоции, логику, различать страшное и смешное и потихоньку открываться миру, что и является основной задачей таких детей.

В артстудию приходят не только ребята, страдающие аутизмом.

- Другие ребятишки, у которых с общением проблем нет, участвуя в занятиях, помогают нашим детям постичь дружбу, - говорит Елена Владимировна. - Они учат их делиться самым простым - ответной улыбкой, приветствием.

По словам специалиста, такая социализация через искусство - более важная цель, чем творчество. Хотя и картины у маленьких художников получаются отличные.

- Мы дважды участвовали в выставке «Царскосельский вернисаж» в Пушкино с нашими коллективными работами, становились лауреатами конкурса, - говорит Елена Владимировна. - Летом этого года на средства спонсоров педагогам удалось повезти ребят на вернисаж, на торжественное награждение.

Поездка получилась увлекательной, было много экскурсий и других мероприятий, детям очень понравилось.

Подтверждают её слова о способностях аутистов работы девятилетнего Кирилла. Глядя на уверенные линии и точно отражённые детали, думаешь, что автор рисунков, как минимум, студент архитектурного института. Ещё поразительнее, что этот красивый рослый мальчик первым протягивает руку, здороваясь с журналистами, и активно вступает в разговор, что совсем не свойственно детям с подобной патологией.

- Рисовать - самое любимое занятие сына, - рассказывает его мама Татьяна. - Он всегда после длительных прогулок отражал в рисунке то, что видел, причём очень точно. Любил рисовать здания и линии высокого напряжения, буквально все проводки выводил как по трафарету. А вот людей на его рисунках не было совсем. Он воспринимал мир узко, видел в нём только неодушевлённые предметы.

Мама аутиста считает, что посещение центра «Первомайский», занятия с психологом и в изостудии дали настоящий толчок в развитии Кирилла.

- И Марина Александровна, и Елена Владимировная нам очень помогли, - говорит женщина. - Они действуют умело, ненавязчиво, предлагая детям задачу, и те, увлекаясь, каждый раз учатся новому. Замечаю, что сын начал шире воспринимать мир, теперь на его картинах есть люди и животные. Он стал больше разговаривать, лучше общаться и с детьми, и со взрослыми, более любопытен, задаёт много вопросов.

Кирилл начал посещать коррекционную школу, выучился читать, писать, выполнять задания по разбору слова. А как только выучил алфавит, нарисовал все буквы настолько красиво, что учитель стала использовать их как образцы для уроков.

- Развитие аутиста - достижимая цель, - считает Татьяна. - Если действовать вместе семье и специалистам, многого можно достичь. Очень хотелось бы, чтобы в нашей стране больше обращали внимания на эту проблему, создавали широкую систему реабилитации. Если плотно и масштабно заниматься детьми-аутистами, они смогут войти в общество, станут отличными узкими специалистами.

НОВОСТИ КРАСНОЯРСКА