Новости
Подушку закатают в асфальт?
Разыскиваются средства для дорожного строительства
Глава Минэкономразвития России опосредованно поддержал народную мудрость «много денег не бывает» и высказался за выделение дополнительных средств на строительство дорог. Перед власть предержащими встала дилемма: от какого ведомства отщипнуть кусочек, чтобы закатать его в асфальт.
В своём выступлении на конференции, посвящённой созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, глава Минэкономразвития Андрей Белоусов затронул проблему строительства автомобильных дорог. Мол, дорожные фонды, возрождённые год назад, со своей задачей не справляются, денег не хватает. Дороги требуют новых вливаний. Вот только откуда их взять?
«Я считаю, что решить проблему без привлечения нефтегазовых денег - средств Резервного фонда страны - мы не сможем», - резюмировал Андрей Белоусов. Стоит отметить, что Минрегионразвития рассматривались разные варианты пополнения статьи расхода на строительство дорог. Например, за счёт частных средств Пенсионного фонда. Но, как подсчитали экономисты, окупаемость таких проектов крайне мала. Тогда-то и предложили министры отполовинить резервный фонд страны.
Резервный фонд государства называют ещё «подушкой безопасности», и средства из него могут тратиться на финансирование непредвиденных и дополнительных расходов. Произойти это может только по письменному распоряжению президента России…
Стоит отметить, что это не первое предложение использовать средства резервного фонда на инфраструктурные проекты. В апреле этого года такая же инициатива поступила от министерства финансов РФ. Понять интерес различных ведомств к деньгам резервного фонда несложно: в последние годы их объём неуклонно растёт. По состоянию на 1 декабря 2012 года в фонде был один триллион 907 миллиардов рублей. И, согласно радужным прогнозам экспертов, в 2013-м величина основной копилки России должна превысить три триллиона 170 миллиардов рублей. Так почему бы не отправить часть этих средств на решение насущных проблем?
Красноярские экономисты считают, что сложившаяся в дорожной отрасли России ситуация вполне подходит под формулировку «дополнительные расходы».
- У нас страна до сих пор не связана дорогами. Если попытаться проехать из Красноярска во Владивосток, на некоторых участках встретишь лишь просёлки, - говорит директор Красноярского филиала национальной ассоциации участников фондового рынка Виктор Прохоров.
Выделением дополнительных средств из резервного фонда на строительство дорог решается главная геополитическая задача России — сохранения единства страны.
- А ведь без дорог, коммуникаций страна может развалиться. Если будут дороги, начнёт развиваться экономика, организовываться производства - территории зашевелятся. Сейчас много говорят о возможном валютном кризисе. И поведение некоторых стран это подтверждает. Так не лучше ли вкладывать деньги не в американские ценные бумаги, а в дороги? Доллары сгорят, а инфраструктура останется.
Как считает экономист, выделением дополнительных средств из резервного фонда на строительство дорог решается главная геополитическая задача России - сохранения единства страны.
В то же время противники идеи закатать в асфальт «подушку безопасности» страны кивают на то, что у дорожников и так налажена система финансирования. Но у руководителя Минэкономразвития своё отношение к дорожным фондам, которые должны обеспечить отрасль необходимыми средствами. По словам министра, «Вроде и хороший механизм - дорожные фонды, но получилось только хуже», - отметил Алексей Белоусов, подчеркнув, что львиная их часть идёт на содержание и ремонт дорог.
В управлении дорог Красноярского края считают иначе: механизм хороший, только нужно его правильно использовать.
- Практика работы с дорожным фондом хороша тем, что ещё до начала проектирования нам известны суммы и пределы затрат - то, на что мы можем рассчитывать, - говорит руководитель КГКУ «Крудор» Вячеслав Цышук. - Сама же деятельность дорожников и властей в плане дорожной бытности становится максимально предсказуемой и понятной. По сути, «дорожный фонд» - это всего лишь термин. Важно не только наименование источника финансирования, но и его размер. А это как раз тот случай, когда размер имеет значение.
Как считают красноярские дорожники, главный плюс дорожного фонда в том, что сейчас средства, выделенные на дороги, не могут быть перераспределены на другие статьи расходов. Вот только будущее этой копилки далеко не радужно. Один из источников финансирования дорожных фондов регионов - акцизы от продажи бензина, которые снижаются при повышении качества топлива. Таким образом, чем выше качество бензина, а страна взяла курс на европейские стандарты топлива, тем меньше денег идёт на дороги.
В общем, есть все основания для того, чтобы поддержать отрасль резервными средствами. Вот только не станет ли этот пример слишком заразительным? Ведь в России, кроме плохих дорог, хватает и других проблем. Нищие пенсионеры, ютящиеся по съёмным углам молодые семьи, прогнившие трубы… список велик. И на всё денег фонда в любом случае не хватит.
Предложения использовать фондовые деньги на решение насущных вопросов неоднократно звучали в нашей стране и до кризиса. Но идея не прошла. А потом, в период финансовой нестабильности, эти резервы помогли преодолеть трудные времена. Сейчас в финансовом мире вновь неспокойно, на грани банкротства оказались целые государства. Так стоит ли рисковать запасами?
На что бы вы потратили деньги Резервного фонда России?
18,8 % - на повышение пенсий
21,9 % - на ремонт и строительство дорог
15,6 % - на строительство детских садов
9,3 % - на строительство жилья для нуждающихся
34,4 % - заначку тратить не надо, чёрный день ещё не наступил
Опрос с сайта ГородскиеНовости.РФ